Судебный акт
Ответственность по ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ
Документ от 04.12.2018, опубликован на сайте 24.12.2018 под номером 77853, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.25 ч.2, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 507/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            4 декабря 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу адвоката Калиты Александра Александровича, действующего в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект», на вступившие в законную силу постановление начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 2 июля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года ООО «ЛесПроект» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ООО «ЛесПроект» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ЛесПроект» через своего законного представителя обжаловало его в Карсунский районный суд Ульяновской области, а впоследствии через своего защитника – в Ульяновский областной суд.

Решением судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 2 июля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018 года, данное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, адвокат Калита А.А., действующий в защиту интересов ООО «ЛесПроект», не соглашается с вынесенными по делу постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить, а производство по делу – прекратить.

В обоснование жалобы указано, что при рассмотрении дела судебными инстанциями оставлены без внимания нарушения норм материального и процессуального права, допущенные должностным лицом отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области при вынесении постановления о назначении административного наказания.

Автор жалобы указывает, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не соответствуют действительности. Протокол об административном правонарушении в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ был составлен в отсутствие законного представителя ООО «ЛесПроект», а копия протокола не была направлена юридическому лицу в предусмотренный законом трехдневный срок.

Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. При этом протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.5 КоАП РФ, поскольку между выявлением нарушения и составлением протокола прошло значительное время.

Полагает, что внеплановая проверка ООО «ЛесПроект» была проведена с нарушением норм действующего законодательства. Проверка была проведена по инициативе самого Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, что, по мнению автора жалобы, недопустимо.

Обращает внимание суда на то обстоятельство, что представление, на основании которого была проведена внеплановая проверка, не имеет номера и отсутствовало в материалах дела на момент вынесения постановления.

Акт проверки также составлен с нарушением действующего законодательства, поскольку в нем нет указания на дату и время его составления.

Обращает внимание суда на то обстоятельство, что Фомин С.В. согласно акту проверки был ознакомлен с распоряжением о проведении указанной проверки в 2017 году.

Копия акта проверки не была направлена юридическому лицу либо вручена представителю юридического лица.

Автор жалобы считает, что фотофиксация правонарушения произведена неизвестным аппаратом в неустановленном месте.

Лицо, в отношении которого велось административное производство, не было извещено о времени и месте рассмотрения дела. Согласно протоколу об административном правонарушении явиться необходимо было в 2017 году.

Полагает, что вина ООО «ЛесПроект» в совершении инкриминируемого правонарушения отсутствует, поскольку лесосечные работы осуществляют подрядчики, а не ООО «ЛесПроект».

Автор жалобы считает, что за данное правонарушение ООО «ЛесПроект» уже было привлечено к административной ответственности.

Ссылается на невозможность исполнения оспариваемого постановления должностного лица Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, поскольку указанное министерство на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 реорганизовано.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В  соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 16.1 Лесного кодекса РФ и п. 5 Видов лесосечных  работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных  Приказом  Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины, с соблюдением условий договора аренды лесного участка, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены «Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Правила от 13 сентября 2016 года № 474).

Согласно п. 4 Правил от 13 сентября 2016 года № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса РФ контракта).

В соответствии с п. 17 Правил от 13 сентября 2016 года № 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.

При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.

Согласно пункту 18 Правил от 13 сентября 2016 года № 474 отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.

Частью 1 ст. 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «ЛесПроект» 10 декабря 2008 года заключен договор аренды лесного участка № *** (л.д. 45 - 49, том I).

Согласно условиям данного договора арендатору ООО «ЛесПроект» предоставлен во временное пользование (аренду) лесной участок для использования в целях заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства (п. 1 договора аренды лесного участка).

В соответствии с условиями данного договора, арендатор обязался использовать  лесной  участок  по назначению в соответствии  с  лесным  законодательством, иными  нормативно-правовыми  актами Российской Федерации, договором аренды, а также осуществлять мероприятия  по охране арендованного лесного  участка от незаконных  рубок (подп. «а», «м»  п. 11 договора аренды лесного участка).

В ходе проведенной в период с 12 декабря 2018 года по 20 февраля 2018 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области проверки лесного участка, арендованного ООО «ЛесПроект», выявлены нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, а именно: в квартале 78, выделе 21 Беловодского участкового лесничества произведена рубка 5 деревьев породы осина без разработки технологической карты лесосечных работ, без отвода лесосеки и без подачи лесной декларации.

Аналогичное нарушение выявлено в Сосновском участковом лесничестве в квартале 116, выделе 14, где произведена рубка двух сосен.

Вина ООО «ЛесПроект» в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении должностного лица и судебных решениях доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

Сам факт незаконной порубки деревьев в указанных выше местах подтвержден и пояснениями главного лесничего ООО «ЛесПроект» Н*** А.В., допрошенного районным судом в качестве свидетеля (л.д. 151- 153, 241- 243, том I).

Более того, Н*** А.В. суду пояснил, что две сосны, расположенные в выделе 14, квартала 116 Сосновского лесничества, могли быть срублены подрядчиками, которые вели работы на смежном участке. Эти деревья находились в 50-метровой зоне безопасности и могли быть срублены, в случае если они мешали осуществлению разработки лесосеки на смежном участке. Однако никаких разрешительных документов на порубку этих деревьев не оформлялось, что не соответствует требованиям закона.

При этом Н*** А.В. пояснил, что ООО «ЛесПроект» обязано контролировать деятельность подрядных организаций по осуществлению рубок лесных насаждений, поэтому вина ООО «ЛесПроект» в незаконной порубке деревьев имеется (л.д. 241, том I).

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ООО «ЛесПроект» порядка проведения рубок лесных насаждений, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения, в материалах дела не имеется.

С учетом вышеизложенного, обоснованность привлечения ООО «ЛесПроект» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Наказание ООО «ЛесПроект» назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений.

Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ЛесПроект» проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателем при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, проверка проводилась Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в период с 12 февраля 2018 года по 20 февраля 2018 года на основании распоряжения  Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 7 февраля 2018 года № 193 (л.д. 87(оборотная сторона), 88, том I).

Основанием для ее проведения послужило мотивированное представление директора Департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 февраля 2018 года (л.д. 80, 81, том I).

Проведение проверки согласовано с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 8 февраля 2018 года (л.д. 82, том I).

Распоряжение о проведении проверки от 7 февраля 2018 № 193 ООО «ЛесПроект» получено 9 февраля 2018 года (л.д. 157, том I).

По результатам проведенной проверки 20 февраля 2018 года составлен акт, в котором отражены выявленные нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, допущенные ООО «ЛесПроект» (л.д. 83-86, том I).  Акт проверки 26 февраля 2018 года направлен ООО «ЛесПроект» и вручен 28 февраля 2018 года (л.д. 89, 90, том I).

Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным на то должностным лицом.

Информация о месте и времени оставления протокола об административном правонарушении была направлена в ООО «ЛесПроект» своевременно (л.д. 91- 96, том I).

Нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным и не исключает производство по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы о том, что ООО «ЛесПроект» не было извещено о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом, не соответствуют действительности, поскольку протокол об административном правонарушении рассматривался с участием представителя ООО «ЛесПроект» (л.д. 5, 6, том I).

Доводы жалобы о невозможности исполнения оспариваемого постановления должностного лица Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ввиду того, что указанное министерство на основании Указа Губернатора Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 реорганизовано, основаны на неверном толковании норм КоАП РФ и не могут быть признаны состоятельными.

Доводы жалобы о том, что вина ООО «ЛесПроект» в совершении инкриминируемого правонарушения отсутствует, поскольку лесосечные работы осуществляют подрядчики, а не ООО «ЛесПроект», являются несостоятельными, поскольку, как уже отмечалось выше, ООО «ЛесПроект» обязан контролировать деятельность подрядных организаций по осуществлению рубок лесных насаждений на арендованной им (ООО «ЛесПроект») территории.

Кроме того, в силу положений подп. «м» п. 11 договора аренды лесного участка (л.д. 45 - 49, том I) охрана лесного участка от незаконных порубок возложена именно на ООО «ЛесПроект».

Не могут служить основанием для удовлетворения жалобы и доводы о том, что за данное правонарушение ООО «ЛесПроект» уже было привлечено к административной ответственности в результате рассмотрения протокола об административном правонарушении № *** от 15марта 2018 года по обвинению в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.

Несостоятельность этих доводов заключается в том, что в протоколе об административном правонарушении № *** от 15 марта 2018 года по ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ наряду с другими действиями (бездействием) в вину ООО «ЛесПроект» вменялось использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, а именно: нарушение требований Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 № 626, при осуществлении санитарных рубок в квартале 78, выделе 16 Беловодского участкового лесничества и в квартале 93, выделе 10, делянка 3 Сосновского участкового лесничества.

Совершение каких-либо действий (бездействия), нарушающих порядок проведения рубок лесных насаждений в квартале 78, выделе 21 Беловодского участкового лесничества, и в квартале 116, выделе 14 Сосновского участкового лесничества в указанном выше протоколе об административном правонарушении № *** от 15марта 2018 года по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в вину ООО «ЛесПроект» не вменялось.

Также следует иметь в виду, что по данному делу ООО «ЛесПроект» вменено в вину  нарушение требований п. 5 Видов лесосечных  работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных  Приказом  Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.

По делу же об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, возбужденному на основании протокола об административном правонарушении № *** от 15 марта 2018 года, в вину ООО «ЛесПроект» вменялось несоблюдение условий договора аренды, выразившееся в нарушении требований Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 № 626, при осуществлении рубок с целью ухода за лесными насаждениями (санитарных рубок).

Таким образом, не усматривается оснований полагать, что имеет место повторное привлечение ООО «ЛесПроект» к ответственности за одни и те же действия (бездействие).

Другие доводы жалобы отмену оспариваемых актов также не влекут, поскольку фактически сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьями  районного суда и областного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных решениях. Эти доводы не опровергают наличие вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая изложенное жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 2 июля 2018 года и решение  судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу адвоката Калиты Александра Александровича, действующего в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект», – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                                                  Ульяновского областного суда                                                 Болбина Л.В.