Дело № 4А - 507/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
4 декабря 2018 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу
адвоката Калиты Александра Александровича, действующего в защиту интересов
общества с ограниченной ответственностью «ЛесПроект», на вступившие в законную
силу постановление начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в
лесах Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов
Ульяновской области Микки П.И. от 23 апреля 2018 года, решение судьи
Карсунского районного суда Ульяновской области от 2 июля 2018 года и
решение судьи Ульяновского областного
суда от 20 сентября 2018 года в отношении общества с ограниченной
ответственностью «ЛесПроект» по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л
а:
постановлением
начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки
П.И. от 23 апреля 2018 года ООО «ЛесПроект» признано виновным в совершении
правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ. За совершение этого
правонарушения ООО «ЛесПроект» назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с
указанным постановлением, ООО «ЛесПроект» через своего законного представителя
обжаловало его в Карсунский районный суд Ульяновской области, а впоследствии
через своего защитника – в Ульяновский областной суд.
Решением судьи
Карсунского районного суда Ульяновской области от 2 июля 2018 года, оставленным
без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 20 сентября 2018
года, данное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, адвокат Калита А.А., действующий в
защиту интересов ООО «ЛесПроект», не соглашается с вынесенными по делу
постановлением должностного лица и судебными решениями, просит их отменить, а
производство по делу – прекратить.
В обоснование жалобы
указано, что при рассмотрении дела судебными инстанциями оставлены без внимания
нарушения норм материального и процессуального права, допущенные должностным
лицом отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области при
вынесении постановления о назначении административного наказания.
Автор жалобы
указывает, что обстоятельства, изложенные в протоколе об административном
правонарушении, не соответствуют действительности. Протокол об административном
правонарушении в нарушение требований ст.28.2 КоАП РФ был составлен в
отсутствие законного представителя ООО «ЛесПроект», а копия протокола не была
направлена юридическому лицу в предусмотренный законом трехдневный срок.
Кроме того, в
материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о
надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об
административном правонарушении. При этом протокол об административном
правонарушении составлен с нарушением требований ст. 28.5 КоАП РФ, поскольку
между выявлением нарушения и составлением протокола прошло значительное время.
Полагает, что
внеплановая проверка ООО «ЛесПроект» была проведена с нарушением норм
действующего законодательства. Проверка была проведена по инициативе самого
Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской
области, что, по мнению автора жалобы, недопустимо.
Обращает внимание
суда на то обстоятельство, что представление, на основании которого была
проведена внеплановая проверка, не имеет номера и отсутствовало в материалах
дела на момент вынесения постановления.
Акт проверки также
составлен с нарушением действующего законодательства, поскольку в нем нет
указания на дату и время его составления.
Обращает внимание
суда на то обстоятельство, что Фомин С.В. согласно акту проверки был ознакомлен
с распоряжением о проведении указанной проверки в 2017 году.
Копия акта проверки
не была направлена юридическому лицу либо вручена представителю юридического
лица.
Автор жалобы
считает, что фотофиксация правонарушения произведена неизвестным аппаратом в
неустановленном месте.
Лицо, в отношении
которого велось административное производство, не было извещено о времени и
месте рассмотрения дела. Согласно протоколу об административном правонарушении
явиться необходимо было в 2017 году.
Полагает, что вина
ООО «ЛесПроект» в совершении инкриминируемого правонарушения отсутствует,
поскольку лесосечные работы осуществляют подрядчики, а не ООО «ЛесПроект».
Автор жалобы
считает, что за данное правонарушение ООО «ЛесПроект» уже было привлечено к
административной ответственности.
Ссылается на
невозможность исполнения оспариваемого постановления должностного лица
Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской
области, поскольку указанное министерство на основании Указа Губернатора
Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 реорганизовано.
Дело об
административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд,
законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном
правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы
дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к
следующему.
Частью 2 ст. 8.25
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка
проведения рубок лесных насаждений. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 16.1 Лесного
кодекса РФ и п. 5 Видов лесосечных
работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных Приказом
Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367, лесосечные работы
выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ,
составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими заготовку древесины, с соблюдением условий договора аренды
лесного участка, требований лесного законодательства, нормативных правовых
актов, регулирующих лесные отношения.
В соответствии с ч.
3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений
определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в
лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября
2016 года № 474 утверждены «Правила заготовки древесины и особенностей
заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного
кодекса Российской Федерации» (далее – Правила от 13 сентября 2016 года № 474).
Согласно п. 4 Правил
от 13 сентября 2016 года № 474 заготовка древесины осуществляется в
соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской
Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также
проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки
древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного
в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса РФ контракта).
В соответствии с п.
17 Правил от 13 сентября 2016 года № 474 в целях заготовки древесины проводится
отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее -
лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и
качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек
устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и
отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно пункту 18
Правил от 13 сентября 2016 года № 474 отвод и таксация лесосек осуществляются
гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на
основании договоров аренды лесных участков.
Частью 1 ст. 99
Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного
законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из
материалов дела об административном правонарушении, между Министерством
природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО
«ЛесПроект» 10 декабря 2008 года заключен договор аренды лесного участка № ***
(л.д. 45 - 49, том I).
Согласно условиям
данного договора арендатору ООО «ЛесПроект» предоставлен во временное
пользование (аренду) лесной участок для использования в целях заготовки
древесины с комплексным ведением лесного хозяйства (п. 1 договора аренды
лесного участка).
В соответствии с
условиями данного договора, арендатор обязался использовать лесной
участок по назначению в
соответствии с лесным
законодательством, иными
нормативно-правовыми актами
Российской Федерации, договором аренды, а также осуществлять мероприятия по охране арендованного лесного участка от незаконных рубок (подп. «а», «м» п. 11 договора аренды лесного участка).
В ходе проведенной в
период с 12 декабря 2018 года по 20 февраля 2018 года Министерством сельского,
лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области проверки лесного
участка, арендованного ООО «ЛесПроект», выявлены нарушения порядка проведения
рубок лесных насаждений, а именно: в
квартале 78, выделе 21 Беловодского участкового лесничества произведена рубка 5
деревьев породы осина без разработки технологической карты лесосечных работ,
без отвода лесосеки и без подачи лесной декларации.
Аналогичное
нарушение выявлено в Сосновском участковом лесничестве в квартале 116, выделе
14, где произведена рубка двух сосен.
Вина ООО «ЛесПроект»
в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными в судебном
заседании и подробно изложенными в постановлении должностного лица и судебных
решениях доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст.
26.11 КоАП РФ.
Сам факт незаконной
порубки деревьев в указанных выше местах подтвержден и пояснениями главного
лесничего ООО «ЛесПроект» Н*** А.В., допрошенного районным судом в качестве
свидетеля (л.д. 151- 153, 241- 243, том I).
Более того, Н***
А.В. суду пояснил, что две сосны, расположенные в выделе 14, квартала 116
Сосновского лесничества, могли быть срублены подрядчиками, которые вели работы
на смежном участке. Эти деревья находились в 50-метровой зоне безопасности и
могли быть срублены, в случае если они мешали осуществлению разработки лесосеки
на смежном участке. Однако никаких разрешительных документов на порубку этих
деревьев не оформлялось, что не соответствует требованиям закона.
При этом Н*** А.В.
пояснил, что ООО «ЛесПроект» обязано контролировать деятельность подрядных
организаций по осуществлению рубок лесных насаждений, поэтому вина ООО
«ЛесПроект» в незаконной порубке деревьев имеется (л.д. 241, том I).
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
соблюдения ООО «ЛесПроект» порядка проведения рубок лесных насаждений, а также
свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него
меры по недопущению данного нарушения, в материалах дела не имеется.
С учетом
вышеизложенного, обоснованность привлечения ООО «ЛесПроект» к административной
ответственности по ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Наказание ООО
«ЛесПроект» назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст.8.25 КоАП РФ.
Доводы жалобы не
могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу постановления
должностного лица и судебных решений.
Несостоятельными
являются доводы жалобы о том, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО
«ЛесПроект» проведена с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателем при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля».
Как усматривается из
материалов дела об административном правонарушении, проверка проводилась
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской
области в период с 12 февраля 2018 года по 20 февраля 2018 года на основании
распоряжения Министерства сельского,
лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 7 февраля 2018
года № 193 (л.д. 87(оборотная сторона), 88, том I).
Основанием для ее
проведения послужило мотивированное представление директора Департамента
лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных
ресурсов Ульяновской области от 5 февраля 2018 года (л.д. 80, 81, том I).
Проведение проверки
согласовано с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой 8 февраля
2018 года (л.д. 82, том I).
Распоряжение о
проведении проверки от 7 февраля 2018 № 193 ООО «ЛесПроект» получено 9 февраля
2018 года (л.д. 157, том I).
По результатам
проведенной проверки 20 февраля 2018 года составлен акт, в котором отражены
выявленные нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, допущенные ООО
«ЛесПроект» (л.д. 83-86, том I). Акт проверки 26 февраля 2018 года направлен
ООО «ЛесПроект» и вручен 28 февраля 2018 года (л.д. 89, 90, том I).
Вопреки доводам
жалобы протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с
требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным на то должностным лицом.
Информация о месте и
времени оставления протокола об административном правонарушении была направлена
в ООО «ЛесПроект» своевременно (л.д. 91- 96, том I).
Нарушение
установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном
правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не
является пресекательным и не исключает производство по делу об административном
правонарушении.
Доводы жалобы о том,
что ООО «ЛесПроект» не было извещено о месте и времени рассмотрения дела
должностным лицом, не соответствуют действительности, поскольку протокол об
административном правонарушении рассматривался с участием представителя ООО
«ЛесПроект» (л.д. 5, 6, том I).
Доводы жалобы о
невозможности исполнения оспариваемого постановления должностного лица
Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской
области ввиду того, что указанное министерство на основании Указа Губернатора
Ульяновской области от 19 июня 2018 года № 57 реорганизовано, основаны на
неверном толковании норм КоАП РФ и не могут быть признаны состоятельными.
Доводы жалобы о том,
что вина ООО «ЛесПроект» в совершении инкриминируемого правонарушения
отсутствует, поскольку лесосечные работы осуществляют подрядчики, а не ООО
«ЛесПроект», являются несостоятельными, поскольку, как уже отмечалось выше, ООО
«ЛесПроект» обязан контролировать деятельность подрядных организаций по
осуществлению рубок лесных насаждений на арендованной им (ООО «ЛесПроект»)
территории.
Кроме того, в силу
положений подп. «м» п. 11 договора аренды лесного участка (л.д. 45 - 49, том I) охрана лесного участка от незаконных
порубок возложена именно на ООО «ЛесПроект».
Не могут служить
основанием для удовлетворения жалобы и доводы о том, что за данное
правонарушение ООО «ЛесПроект» уже было привлечено к административной
ответственности в результате рассмотрения протокола об административном
правонарушении № *** от 15марта 2018 года по обвинению в совершении
правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Несостоятельность этих доводов заключается в
том, что в протоколе об административном правонарушении № *** от 15 марта 2018
года по ч. 4 ст.8.25 КоАП РФ наряду с другими действиями (бездействием) в вину
ООО «ЛесПроект» вменялось использование лесов с нарушением условий договора
аренды лесного участка, а именно: нарушение требований Правил ухода за лесами,
утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской
Федерации от 22.11.2017 № 626, при осуществлении санитарных рубок в квартале
78, выделе 16 Беловодского участкового лесничества и в квартале 93, выделе 10,
делянка 3 Сосновского участкового лесничества.
Совершение
каких-либо действий (бездействия), нарушающих порядок проведения рубок лесных
насаждений в квартале 78, выделе 21 Беловодского участкового лесничества, и в
квартале 116, выделе 14 Сосновского участкового лесничества в указанном выше
протоколе об административном правонарушении № *** от 15марта 2018 года по ч. 4
ст. 8.25 КоАП РФ в вину ООО «ЛесПроект» не вменялось.
Также следует иметь
в виду, что по данному делу ООО «ЛесПроект» вменено в вину нарушение требований п. 5 Видов
лесосечных работ, порядка и
последовательности их проведения, утвержденных
Приказом Минприроды России от 27
июня 2016 года № 367, что образует состав административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ.
По делу же об
административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, возбужденному на
основании протокола об административном правонарушении № *** от 15 марта 2018
года, в вину ООО «ЛесПроект» вменялось несоблюдение условий договора аренды,
выразившееся в нарушении требований Правил ухода за лесами, утвержденных
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от
22.11.2017 № 626, при осуществлении рубок с целью ухода за лесными насаждениями
(санитарных рубок).
Таким образом, не
усматривается оснований полагать, что имеет место повторное привлечение ООО
«ЛесПроект» к ответственности за одни и те же действия (бездействие).
Другие доводы жалобы
отмену оспариваемых актов также не влекут, поскольку фактически сводятся к
переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые
были предметом исследования и оценки судьями
районного суда и областного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям,
приведенным в судебных решениях. Эти доводы не опровергают наличие вины
юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и не
ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Обстоятельств,
исключающих производство по делу об административном правонарушении,
предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Учитывая изложенное
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП
РФ,
п о с т а н о в и л а:
постановление
начальника отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах Министерства
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Микки
П.И. от 23 апреля 2018 года, решение судьи Карсунского районного суда
Ульяновской области от 2 июля 2018 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 20
сентября 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью
«ЛесПроект» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2
ст. 8.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу адвоката Калиты Александра
Александровича, действующего в защиту интересов общества с ограниченной
ответственностью «ЛесПроект», – без удовлетворения.
Заместитель
председателя Ульяновского
областного суда Болбина Л.В.