Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 27.12.2018 под номером 77799, 2-я гражданская, о назначении досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Романова М.А.                                                                      Дело № 33-5461/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Паутова Юрия Александровича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 сентября 2018 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Паутова Юрия Александровича к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о признании отказа в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности  назначить страховую пенсию с даты обращения  27 марта 2018 года – отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения Паутова Ю.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Паутов Ю.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Засвияжском районе               г. Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ УПФР в Засвияжском районе              г. Ульяновска) о признании незаконным отказа в назначении страховой части страховой пенсии и возложении обязанности  назначить страховую пенсию с даты обращения.

В обоснование иска указал, что в период с 5 августа 1981 года по 6 июля 1993 года он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. В 1988 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.              С марта 1993 по настоящее время является получателем пенсии по инвалидности.  С 16 марта 2011 года ему бессрочно установлена *** группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении  иных обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Ему установлено 60% утраты трудоспособности. Военным комиссариатом Засвияжского района г. Ульяновска ему выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные  радиационным воздействием, ставшего инвалидом. Он является инвалидом вследствие военной травмы. Его страховой стаж с учетом военной службы составляет более 15 лет. 27 марта 2018 года он обратился в ГУ УПФР в Засвияжском районе  г. Ульяновска с заявлением о досрочном назначении страховой части страховой пенсии по старости, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Однако в удовлетворении заявленного требования ему было отказано. Отказ в назначении страховой части страховой пенсии считал незаконным, нарушающим его права.  Полагал, что имеет право на  назначение страховой части страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет.

Просил суд  признать незаконным отказ ГУ УПФР в Засвияжском районе              г. Ульяновска в назначении ему страховой части страховой пенсии по старости и обязать ГУ УПФР в Засвияжском районе  г. Ульяновска  назначить ему страховую пенсию по старости с даты обращения - с 27 марта 2018 года.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Паутов Ю.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. 

Ссылаясь на ст. 10  и ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года                  № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), полагает, что он, как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приравненный по пенсионному обеспечению к инвалидам по военной травме, имеет право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.  Отказ в назначении ему страховой части страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 5 лет на основании ст. 30 Закона Российской Федерации от 5 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), считает незаконным.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что истец Паутов Ю.А., *** года рождения, в период прохождения военной службы принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Военным комиссариатом Засвияжского района г. Ульяновска истцу выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные  с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.

С марта 1993 по настоящее время истец является получателем пенсии по инвалидности. При этом, с 3 декабря 1993 года пенсия по инвалидности выплачивается истцу в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих.

С 16 марта 2011 года истцу бессрочно установлена *** группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении  иных обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

27 марта 2018 года Паутов Ю.А. обратился в ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой части страховой пенсии военнослужащим в соответствии с Федеральным законом от               22 июля 2008 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», с учетом норм Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона от 28 декабря  2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон  «О страховых пенсиях»).

Решением ГУ УПФР в Засвияжском районе г. Ульяновска № 121962/18 от              4 мая 2018 года истцу было отказано в назначении страховой части страховой пенсии военнослужащим, ввиду отсутствия общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет. 

Не согласившись с решением пенсионного органа, Паутов Ю.А. оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно указал, что назначение военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховой части пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста и при отсутствии требуемой продолжительности страхового стажа, не предусмотрено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права. При этом, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона  Российской Федерации от 12 февраля  1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») и п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и части страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (далее - военнослужащие), при достижении ими 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).

В ст. 30 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

При этом, назначение досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено.

Действительно, в соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном                   ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Таким образом, пенсии, предусмотренные положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» не являются идентичными.

Нормами ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», на условиях, определяемых данным Федеральным законом.

Положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») - для мужчин 60 лет, из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, не установлена.

Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» установлена, в частности, инвалидам вследствие военной травмы (п.3 ч.1 ст. 32), к которым истец не относится.

При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда не имелось, поскольку, как указано выше, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию - 60 лет, которых истец ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением, не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрена.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Паутова Юрия Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: