Судебный акт
Моральный вред за ненадлежащие условия содержания
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 26.12.2018 под номером 77797, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                          Дело № 33-5236/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чиженкова  Валентина Сергеевича  на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении  исковых требований Чиженкова  Валентина Сергеевича  к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации   по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей Министерства финансов РФ Долынина С.А., Федеральной службы исполнения наказаний и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю., ФКУ «СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Чиженков В.С обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, УФСИН по Ульяновской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивировал тем, что в период с февраля 2009 по февраль 2010 содержался в ФКУ СИЗО № 1 города Ульяновска. Условия содержание были антисанитарными. В камерах отсутствовала протяжно- вытяжная вентиляция, имела место перенаселенность камер. Количество кроватей не соответствовало количеству людей, находящихся в камерах, то есть не все заключенные были обеспечены индивидуальными спальными местами, спали по очереди. На стенах были грибковое образование и плесень, с потолка постоянно обвалилась штукатурка, на стенах, кроме этого была так называемая «шуба», плохое освещение. Постельные принадлежности вообще не выдавались, по камерам бегали тараканы и мыши. Столы не соответствовали количеству заключенных по посадочным местам, из-за этого пищу приходилось принимать либо стоя, либо холодную, дождавшись своей очереди за столом. Туалеты от остального помещения огорожены не были. Все это создавало затхлость в камерах, «удушающие запахи» и атмосферу. Ненадлежащие условия содержания явились причиной возникновения у него постоянных головных болей и головокружения, он был подвержен заражению инфекционными заболеваниями, так как в общей массе содержались ВИЧ-инфицированные. В камерах отсутствовала горячая вода. Банно-прачечный комплекс находился в плохом состоянии, давление воды было минимальным.

Кроме этого, питание в ФКУ СИЗО 1 г. Ульяновска не соответствовало нормам питания, установленным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.08.2005 №125–Л.

В связи с  этим истец просил взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда из расчета 85 000 рублей за каждый месяц, проведенный в условиях страха, стресса, и моральных страданий, в общей сумме 1 020 000 рублей.  

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены прокуратура Ульяновской области, Ульяновская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Чиженков В.С. просит отменить решение суда, ссылается на доводы, аналогичные доводам административного искового заявления. Кроме этого указывает на то, что административным ответчиком не были опровергнуты его доводы о перенаселении в камерах, документы, представленные в судебное заседание, относятся к настоящему времени, а не к периоду содержания Чиженкова В.С. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Представленные акты об уничтожении книг количественной проверки не могут служить доказательством отсутствия нарушения со стороны администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области. Ответчиком не были представлены копии договоров на обслуживание объектов по профилактике и борьбе с бытовыми насекомыми и грызунами. Судом не был произведен осмотр и исследование помещений, в которых содержался Чиженков В.С. В связи с  этим считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство финансов РФ просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание Чиженков В.С. не явился. Содержится в местах лишения свободы. Своим право на участие в судебном заседании через представителя либо посредством видеоконференц-связи не воспользовался.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регламентированы условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся.

Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4).

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В силу пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года № 189, установлены требования к оборудованию камер СИЗО, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.

При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности (пункт 43 Правил).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (п. 44 Правил).

Пунктом 45 Правил предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

В случае если подозреваемый или обвиняемый участвовал в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное время не смог пройти санитарную обработку, ему предоставляется возможность помывки в душе в день прибытия либо на следующий день.

Размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО. Размещение в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Чиженков  В.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 25.02.2009 по 25.02.2010.

В период нахождения истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области истец содержался в следующих камерах: *** - в камере № ***; с 24.04.2009 по 06.05.2009 - в камере № ***; с 06.05.2009 по 23.05.2009 - в камере № ***; с 23.05.2009 по 25.02.2010 - в камере № ***.

В ходе рассмотрения дела суду была представлена справка о техническом состоянии камер № *** по состоянию на 02.08.2018. Из указанной справки следует, что камера № *** расположена на внутреннем посту № 7  второго этажа режимного корпуса № 2. Общая площадь камеры № *** составляет 30,2 кв. м,  жилая площадь - 28,2 кв. м  и предназначена для размещения 7 человек.

Камера № *** расположена на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса № 1.  Общая площадь камеры   составляет 41,1 кв. м, жилая площадь - 38 кв. м и предназначена для размещения 9 человек.

Камера № *** расположена на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса № 1. Общая площадь камеры составляет 19,3 кв. м,  жилая площадь -17,5 кв. метров и предназначена для размещения четырех человек.

Камеры № *** оборудованы согласно норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) и Приказа № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-­исполнительной системы», а именно: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1; столом и скамейкой для приема пищи; шкафом для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного и ночного света; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической; напольной чашей; умывальником; предметами для уборки камеры.

Системы холодного водоснабжения и канализации в указанных  камерах находятся в исправном состоянии. Камеры   оснащены приточной вентиляцией, радиатором системы водяного отопления, имеются  окна с форточкой, полы камеры оснащены деревянным настилом. В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью, изолированной перегородкой из сотового поликарбоната до потолка. Санитарное состояние удовлетворительное.

Для проведения дератизации и дезинсекции в спорный период 2009-2010 годов были заключены договоры с ООО «Гигиенист»: от 01.07.2009  №102/114 и  от 09.03.2010 г. № 73/43. Мероприятия по дезинсекции и дератизации в учреждении в указанный период времени были проведены в полном объеме. 

Из отзыва ФКУ СИЗО – 1 ФСИН Росси по Ульяновской области следует, что здание режимного корпуса № 1 было построено 1860 году, а здание режимного корпуса №2 – в 1977 году, в связи с чем горячее водоснабжение не предусмотрено. Для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

Вещевое довольствие для осужденных, подозреваемых и осужденных отбывающих наказания в учреждениях, исполняющих наказания, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, питание производится  по установленным нормам.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем Чиженковым В.С. не представлено никаких доказательств того, что камеры СИЗО-1, в которых он содержался в период с 25.02.2009  по 25.02.2010, находились в неудовлетворительном состоянии, а также нарушались положения Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

В указанный период времени от осужденного Чиженкова В.С. каких-либо жалоб на ненадлежащие условия содержания не поступало. Доказательств того, что истец высказывал жалобы на состояние здоровья, суду также представлено не было.

Судом первой инстанции предпринимались меры к полному, всестороннему рассмотрению дела.  Вместе  с тем каких-либо доказательств, подтверждающих доводы истца о ненадлежащих условиях его содержания в СИЗО - 1 судом добыто не было.

Суду были представлены акты об уничтожении книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗЛ - 1 за 2009-2010 годы.

Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих доводы истца, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда.

При этом судебная коллегия отмечает, что обращение истца в суд имело место спустя 8 лет после изложенных им событий.

Доводы истца были подробно исследованы в суде первой инстанции, всем им дана верная юридическая оценка. Нарушений норм действующего законодательства судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 04 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чиженкова  Валентина Сергеевича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи: