УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова М.С. Дело № 33-5347/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
4
декабря 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 4 октября 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования заместителя
прокурора Тереньгульского района, действующего в интересах Метловой Татьяны
Николаевны, к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Метловой
Татьяны Николаевны, специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения в р.п. Т*** Т*** района У*** области.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Метлову Татьяну Николаевну, *** года рождения, специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Т*** Т*** района У***
области.
В удовлетворении исковых
требований к муниципальному учреждению Отдел образования администрации
муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко
Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Тереньгульского района Ульяновской
области обратился в суд с иском в интересах Метловой Т.Н. к Министерству
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области (далее – Министерство), муниципальному учреждению Отделу
образования администрации муниципального образования «Тереньгульский район»
Ульяновской области о признании бездействия незаконным и предоставлении жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование
иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Метлова Т.Н. относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
закрепленного жилого помещения не имеет. Метлова Т.Н. воспитывалась в детском
образовательном учреждении, где находилась на полном государственном
обеспечении. 7 апреля 2017 года Метлова Т.Н. включена в Список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Метлова Т.Н.
собственником объектов недвижимости не является. Просил признать незаконным
бездействие Министерства и муниципального учреждения Отдела образования
администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской
области по своевременному обеспечению Метловой Т.Н. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить Метлову Т.Н. таким жилым
помещением в р.п. Т*** Т*** района У*** области.
Рассмотрев исковые
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое
помещение истцу не предоставлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот,
включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40
Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция
Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается
государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также
социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция
Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов (статья 72,
пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за
реализацию социальной функции государства как на федеральные органы
государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Метлова
Т.Н. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Метлова Т.Н.. воспитывалась в детском образовательном
учреждении, где находилась на полном государственном обеспечении.
23 мая 2001 года Метловой Т.Н. была установлена *** группа
инвалидности бессрочно.
7 апреля 2017 года Метлова Т.Н. включена в Список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области.
Жилых помещений в собственности, а равно в пользовании по
договору социального найма Метлова Т.Н. не имеет.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что
истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые
требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в
интересах Метловой Т.Н., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью
соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая
правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции
Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон
о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 4 октября 2018 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи