Судебный акт
Снятие с учета нуждающихся в жилое помещении
Документ от 04.12.2018, опубликован на сайте 19.12.2018 под номером 77763, 2-я гражданская, о восстановлении в очереди на улучшениии жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                           Дело № 33-5330/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     4 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Аладина П.К.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Серде Кристины Владимировны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Серде Кристины Владимировны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Ж*** А*** О***, к  администрации  города Ульяновска, УМС Администрации города Ульяновска о признании незаконным решения об исключении из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств  по обеспечению  жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»,   восстановлении в  очереди отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Серде К.В., ее представителя Дырдиной Э.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Серде К.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери - Ж*** А*** О***, обратилась в суд  с иском к Управлению муниципальной собственности администрации  города Ульяновска о признании незаконным решения об исключении из списков участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы»,   восстановлении в  очереди. В обоснование иска указала, что семья истца в составе  трех человек: она, ее  мать - С*** О.А., бабушка - А*** Е.Н. в 1999 году приехали из Т*** и являются вынужденными переселенцами. С 2003 года она состоит в очереди на получение жилого помещения. В связи с тем, что ее мать С*** О.А. работала в ФГУП «***» Министерства обороны Российской Федерации, семье в 2006 году было предоставлено специализированное жилое помещение площадью 17.3 кв.м в общежитии по адресу: У***, ул. Б***, дом ***, комната ***.   Ранее семья проживала на съёмных квартирах. Через полгода после вселения в вышеуказанное жилое помещение, у нее родилась дочь - Ж*** А.О., 25 августа 2006 года рождения. В марте 2011 года ее мать и бабушка переселились по договору найма служебного жилого помещения в однокомнатную квартиру по адресу: г. У***, ул.А***, дом *** квартира ***. Она с дочерью продолжает проживать по прежнему адресу. Она ежегодно представляла ответчику документы, подтверждающие ее право находиться на учете нуждающихся в жилье.  В январе 2018 года в миграционной службе ей сообщили, что подошла ее очередь, ей необходимо собрать документы и обратиться в жилищный отдел администрации города Ульяновска.  Документы, в том числе технический паспорт на жилое помещение, были подготовлены и представлены ответчику.  В марте-апреле  2018 года ответчик сообщил ей о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она перестала быть нуждающейся, так как общая площадь комнаты составляет 30,67 кв.м, с чем она не согласна. Ее жилищные условия не изменились и не улучшились, а напротив, ухудшаются с каждым днем. Никакие договоры на увеличенное жилое помещение ответчик с ней не заключал. Просила суд признать решение комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 31 января 2018 года об исключении ее с дочерью из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным, восстановить ее с дочерью в такой очереди.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию города Ульяновска, и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Серде К.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неверное толкование судом норм законодательства и неприменение норм права, подлежащих применению. Считает, что суду было необходимо выяснить причину, по которой ответчик не направил в её адрес решение о снятии её и дочери с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагает, что суду было необходимо дать правовую оценку обстоятельству, в силу которого их не сняли с данной очереди в 2013 году, после снятия с жилого помещения, в котором они проживают, статуса общежития. Считает необоснованным вывод суда о том, что она с дочерью приобрела право на вспомогательные помещения и таким образом улучшила жилищные условия без заключения договора социального найма.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Серде К.В. и ее несовершеннолетняя дочь Ж*** А.О. зарегистрированы по адресу: г. У***, ул. Б***, д. ***, комната ***.

Первоначально данное жилое помещение было предоставлено  матери  истца – С*** О.А. на основании договора найма   специализированного  жилого помещения на состав  семьи из трех человек, в том числе на истца.

01 марта 2011  года между матерью истца - С***  О.А. и  ФГУП «***» был заключен  договор  найма служебного помещения по  ул. А*** , дом ***, в связи с чем  мать и бабушка истца 16 марта 2011 года   были сняты  с регистрационного учета по адресу: г. У***, ул. Б***, д. ***, комната ***, и  решением  комиссии  по способствованию  осуществления полномочий,  возложенных на администрацию Заволжского района г.Ульяновска в области жилищных  отношений от 27 апреля 2012  года, указанные лица исключены из очереди с учетом льгот вынужденных переселенцев на улучшение жилищных условий.

Решением администрации города Ульяновска от 11 декабря 2013 года с помещений по адресу: г. У*** , З*** район, улица Б***, дома ***, ***, ***, снят статус общежития.

Спорное жилое помещение  включено в реестр  муниципальной собственности.

Серде К.В. с составом  семьи два человека (вместе с несовершеннолетней дочерью Ж*** А.О.) являлась участником подпрограммы «Выполнение государствен­ных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Решением комиссии по учёту и распре­делению жилой площади администрации города Ульяновска от 31 января 2018 года семья истца  исключена из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью обеспечения за счёт средств федераль­ного бюджета в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государствен­ных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.

Основанием для снятия семьи Серде К.В. с учета нуждающихся явилась обеспеченность истца учётной нормой жилья.

Полагая решение ответчиков о снятии  с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, Серде К.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Серде К.В.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы № 126 от 13 июля 2005 года учетная норма площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Исходя из указанной нормы, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно техническому паспорту на жилое помещение по адресу: г. У***, ул.Б***, дом  ***, по состоянию на 23 января 2018 года, квартира, где проживает истец, имеет общую площадь 832,8 кв.м, жилую – 469,7 кв.м, подсобную 363,1 кв.м, состоит из 27 жилых комнат,   имеет 2 кухни, 8 туалетов, а так же имеет душевые, прачечные, тамбуры, подсобные и служебные помещения.

Истец с дочерью занимает одну жилую комнату, вместе с тем пользуется и местами  общего  пользования, входящими в состав квартиры.

Вопреки доводам жалобы, Серде К.В. фактически приобрела права нанимателя спорного жилого помещения на условиях договора социального найма.

Отсутствие между сторонами письменного договора социального найма с указанием общей площади жилья не препятствует осуществлению гражданином прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как реализация прав граждан не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что фактически между истцом и ответчиками на условиях договора социального найма сложились отношения по поводу пользования жилым помещением общей площадью 29,75 кв.м.

Факт снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2018 году, а не в 2013 году, когда спорное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, не является основанием для признания незаконным оспариваемого Серде К.В. решения ответчика, а равно основанием для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Серде Кристины Владимировны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи