Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 24.12.2018 под номером 77750, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                           Дело № 33-5549/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,         

при секретаре Абросимовой А.В.,                  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 29 октября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора  Железнодорожного района г. Ульяновска, действующего в интересах  Кузнецова Юрия Павловича к  Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области  о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Кузнецова Юрия Павловича лекарственными средствами: по рецепту от 14 июля 2017 года ***, по рецепту от 14 августа 2017 года ***, по рецепту от 11 октября 2017 года ***, по рецепту от 17 ноября 2017 года ***, по рецепту от 17 ноября 2017 года ***, по рецепту от 12 декабря 2017 года ***, по рецепту от 12 декабря 2017 года *** .

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Кузнецова Ю.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Кузнецов Ю.П., *** года рождения, является инвалидом, состоит на диспансерном наблюдении в городском учреждении здравоохранения (далее – ГУЗ) «Городская больница № 3», нуждается в приеме ряда лекарственных препаратов, лечащим врачом ему выписаны льготные рецепты: 17 июля 2017 года – на препарат ***; 14 августа 2017 года - ***; 11 октября 2017 года - ***; 17 ноября 2017 года - ***, ***; 12 декабря 2017 года - ***, ***.  До настоящего времени лекарственными препаратами по названным льготным рецептам истец не обеспечен. Просил обязать Министерство обеспечить Кузнецова Ю.П. лекарственными препаратами по указанным выше рецептам.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3», и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Обращает внимание, что в настоящее время истец обеспечивается лекарственными препаратами *** в полном объёме с учётом медицинских показаний. Полагает, что необеспечение истца лекарственными препаратами, указанными в исковом заявлении,  возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также ссылается на отсутствие возможности профинансировать обеспечение истца лекарственными препаратами по рецептам от 2017 года по причине завершения 2017 финансового года.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузнецов Ю.П. является инвалидом *** группы, имеет диагноз: ***.

В связи с имеющимися заболеваниями Кузнецов Ю.П. нуждается в приеме лекарственных препаратов: ***.

Лечащим врачом Кузнецову Ю.П. были выписаны рецепты на лекарственные препараты: 14 июля 2017 года – на лекарственный препарат ***; 14 августа 2017 года - ***; 11 октября 2017 года - ***; 17 ноября 2017 года – ***; 17 ноября 2017 года - ***; 12 декабря 2017 года - ***, ***.

Названными лекарственными препаратами по указанным выше рецептам Кузнецов Ю.П. обеспечен не была, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Кузнецова Ю.П. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р, а также содержались в аналогичном Перечне, действовавшем в 2017 году.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Кузнецова Ю.П. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Кузнецов Ю.П.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Кузнецова Ю.П. в спорных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Кузнецова Ю.П. лекарственными препаратами по рецептам 2017 года в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 августа 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 29 октября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи