Судебный акт
Отказ в назначении ежемесячной денежной компенсации вдове инвалида-чернобыльца
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 21.12.2018 под номером 77745, 2-я гражданская, о назначении и взыскании ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                       Дело № 33-5410/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования   Степановой Ольги Ивановны удовлетворить.  

Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить выплату  Степановой Ольге Ивановне    задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с  1 августа 2015  года по 31 августа 2018  года  с учетом индексации в размере  33 508 руб. 84 коп. и ежемесячно,  начиная с 1 сентября 2018 года бессрочно в размере 903 руб. 28 коп.,  с ее последующей индексацией в  соответствии с действующим  законодательством.

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения  «Единый областной центр социальных выплат» выплатить в пользу  Степановой Ольге Ивановне задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 августа 2015 года по 31 августа 2018 года с учетом индексации в размере 33 508 руб. 84 коп. 

Обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения  «Единый областной центр социальных выплат» выплачивать  Степановой Ольге Ивановне  ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с  1 сентября 2018 года  бессрочно в размере 903 руб. 28 коп.,  с последующей индексаций в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать   с областного  государственного казенного  учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в пользу Степановой Ольги Ивановны судебные расходы в сумме 5000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Сапожниковой Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Степановой О.И. – Дегтярева А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Степанова О.И. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») о возложении обязанности назначить и выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. В обоснование иска указала, что ее супруг  С***  Н.Е., ***  года рождения,   принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с этим ему с 7 апреля 2005 года бессрочно была установлена ***  группа инвалидности и на основании п.13 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров.   *** года ее супруг умер.    28 июля 2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячных выплат  в связи со смертью кормильца.  28 июля 2010 года ей  была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, которая выплачивается  по настоящее время  как нетрудоспособному члену семьи в соответствии с п. 15 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и выплачена единовременная компенсация согласно части четвертой ст. 39 этого же Закона. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, как члену семьи – вдове умершего  инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно п. 13 ст. 14 Закона, которую ее супруг получал при жизни, ей не назначена. Считает данный отказ незаконным, поскольку она имеет удостоверение на право социальной поддержки в связи со смертью супруга, выданное Министерством труда и социального развития Ульяновской области. Просила суд  обязать ОГКУСЗН Ульяновской области назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с 1 августа 2015 года по 31 августа 2018 года в размере 33 508 руб. 84 коп. и ежемесячно,  начиная  с 1 сентября 2018 года бессрочно в сумме 903 руб. 28 коп.  с ее последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, обязать УОГКУСЗН ЕОЦСВ выплатить ей  задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с  1 августа 2015  года по 31 августа 2018 года   в размере   33 508 руб. 84 коп., обязать  выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере  903 руб. 28  коп.  ежемесячно, начиная с 1 сентября 2018 года бессрочно с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований Степановой О.И. в полном объёме.  В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Обращает внимание, что в соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой право на спорную льготу не распространяется на жён инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы. По мнению автора жалобы, необоснованным является решение суда и в части взыскания в пользу истца судебных расходов.

В возражениях на жалобу представитель истца Степановой О.И. – Дегтярев А.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 16 марта 2018 года № 11-П.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Степановой О.И., представителя ответчика УОГКУСЗН «ЕОЦСВ», извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Степанова О.И. является вдовой умершего *** года С*** Н.Е., являвшегося инвалидом *** группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.

При жизни С*** Н.Е. пользовался мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон 15 мая 1991 года № 1244-I), в том числе являлся получателем денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Разрешая спор и признавая за Степановой О.И. право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходил из того, что поскольку супруг Степановой О.И. при жизни являлся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, то у Степановой О.И. в связи со смертью супруга также возникло право на получение данной меры социальной поддержки. Суд указал, что истец как супруга являлась членом семьи С*** Н.Е., умершего инвалида *** группы по причине, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, следовательно, относится к числу граждан, которым выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров осуществляются в соответствии с названными Правилами, с учетом внесенных в них изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751.

Однако данные выводы суда первой инстанции о наличии у Степановой О.И. права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров ошибочны и основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Частью 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа названных в пункте 2 части 13 Закона), гарантируется ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб.

В данной норме Закона определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров: сами граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (среди них инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы), и не достигшие 14-летнего возраста дети, проживающие с ними. Другие члены семьи указанных граждан не названы в качестве субъектов, имеющих право на такую компенсацию.

В спорных правоотношениях, установленных судом по делу, Степанова О.И. имеет статус вдовы С*** Н.Е. - инвалида *** группы, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поскольку право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I, не распространялось на жен инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, при их жизни, соответственно, оно не распространяется на них и после смерти инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Между тем, судом первой инстанции неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям положения статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I и, как следствие, сделан ошибочный вывод о праве Степановой О.И. на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Неправильно истолкованы судом первой инстанции и положения пункта 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьей 4 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации названного закона было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утверждены в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее также - Правила).

В пункте 1 Правил перечислены лица, которым выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (далее также - компенсация). Жены и вдовы инвалидов, получивших заболевание вследствие чернобыльской катастрофы, в их числе не указаны.

С учетом того, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров выплачивается гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона, а также детям этих граждан, проживающим с ними и не достигшим 14-летнего возраста, в целях соблюдения прав детей на компенсацию после смерти кормильца из числа указанных граждан постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751 в пункт 1 Правил были внесены соответствующие изменения, касающиеся выплаты компенсации семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 751 круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, по сравнению с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I не расширялся. Изменениями, внесенными данным постановлением в пункт 2 Правил, дополняющими перечень документов, на основании которых назначается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, не предусмотрено представление членами семьи умершего кормильца (а именно вдовой (вдовцом) заверенной копии свидетельства о браке, что являлось бы подтверждением того, что компенсация выплачивается в том числе и вдовам (вдовцам) граждан, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I.

Ввиду приведенных обстоятельств вывод суда первой инстанции о признании за Степановой О.И. права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как за супругой инвалида, умершего по причине, связанной с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.

В силу положений пункта 13 части 1 и части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I правовых оснований для признания за истцом права на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров не имеется, соответственно исковые требования в этой части не подлежали удовлетворению.

Не может служить в настоящее время основанием для удовлетворения исковых требований и  Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 11-П по делу о проверке конституционности положения части 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки В.Н. Фоминой», на которое ссылается сторона истца.

Названным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2018 года № 11-П положение части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42, в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №11-П от 16 марта 2018 года, федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Правоприменительные решения, принятые по делу гражданки Фоминой В.Н. на основании части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежат пересмотру после приведения положений названного Закона в соответствие с Конституцией Российской Федерации во исполнение данного Постановления.

Поскольку до настоящего времени какие-либо изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в целях устранения неопределенности нормативного содержания части четвертой статьи 14 данного Закона федеральным законодателем не внесены, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 16 марта 2018 года не может служить основанием для признания за вдовами инвалидов-чернобыльцев права на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с положениями части 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-I.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в полном объеме в удовлетворении исковых требований Степановой О.И. к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить и выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 сентября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Степановой Ольги Ивановны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности назначить и выплачивать денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, о взыскании задолженности по выплате денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказать в полном объеме.

 

Председательствующий

 

Судьи