Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 04.12.2018, опубликован на сайте 21.12.2018 под номером 77738, 2-я гражданская, об обеспечении медицинскими препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                      Дело № 33-5317/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 4 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Сутырину Александру Николаевну: *** в общем количестве 100 штук по рецепту от 02.08.2017; лекарственным препаратом ***, *** 2 упаковки по рецептам от 02.08.2017 и 11.01.2018; лекарственным средством *** в общем количестве 1 упаковки по рецепту от 08.09.2017; лекарственным средством *** в общем количестве 2 упаковки по рецептам  от 08.09.2017 и 09.10.2017; медицинским изделием *** в количестве 3 упаковок по рецептам от 13.12.2017, 11.01.2018, 12.02.2018. 

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Сутыриной А.Н.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области (далее –Министерство) об обеспечении лекарственными  препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Иск мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка, которой установлено, что право Сутыриной А.Н. на бесплатное медицинское обеспечение Министерством было нарушено. Установлено, что по медицинским показаниям Сутыриной А.Н. необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, но до настоящего времени она требуемыми ей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача не обеспечена, что негативно влияет на ее здоровье и самочувствие.

Просил суд обязать Министерство обеспечить Сутырину А.Н.: *** в общем количестве 100 штук по рецепту от 02.08.2017; лекарственным препаратом ***, *** -2 упаковки по рецептам от 02.08.2017 и 11.01.2018; лекарственным средством *** в общем количестве 1 упаковки по рецепту от 08.09.2017; лекарственным средством *** в общем количестве 2 упаковки по рецептам  от 08.09.2017 и 09.10.2017; медицинским изделием *** в количестве 3 упаковок по рецептам от 13.12.2017, 11.01.2018, 12.02.2018.  Обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение истца лекарственным препаратами и медицинскими изделиями, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Указывает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок  федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Указывает на отсутствие возможности профинансировать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, выписанным в 2017 году, по причине завершения 2017 финансового года.   

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года          № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень соци­ально значимых заболеваний.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что  Сутырина А.Н., *** года рождения, страдает ***, наблюдается в ГУЗ «Городская больница №3», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет федерального и регионального бюджета.

Лечащим врачом 02.08.2017, 11.01.2018 истцу были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата ***, ***; 08.09.2017 на получение лекарственного средства ***; 08.09.2017, 09.10.2017 лекарственного средства ***; 13.12.2017, 11.01.2018, 12.02.2018 медицинского изделия ***; 02.08.2017 на получение *** количестве 100 штук (л.д.9-11).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов  лечебного питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой.

 

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

На органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Сутырина А.Н. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по выписанным рецептам  обеспечена не была.  

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Сутыриной А.Н. данными  лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимыми ему лекарственными препаратами в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Сутыриной А.Н. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. 

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанными лекарственными препаратами   носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  ими  по ранее выписанным рецептам в текущем году  не приведет  к тому, что истец будет  обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Сутыриной А.Н. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района  г.Ульяновска, не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 6 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: