УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Санатуллова
Ю.Р.
Дело №33-5192/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 27 ноября 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Рыбалко В.И.
при секретаре
Герасимовой М.Н.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воркова Ивана Викторовича
на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 сентября
2018 года, по которому постановлено:
исковые требования Воркова Ивана Викторовича к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном
районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о признании
незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода прохождения службы в армии в
специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в
связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения Воркова И.В., поддержавшего доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ворков И.В.
обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного
фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска
Ульяновской области (межрайонному) о включении периода прохождения службы в
специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска
указал, что 27.04.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении
досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в
учреждениях для детей. Решением комиссии УПФ ему было отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого
специального стажа. С данным решением ответчика не согласен.
Просил признать
незаконным отказ ответчика в досрочном назначении пенсии по старости, обязать
ответчика включить период прохождения службы в армии с 26.05.1984 по 07.06.1986
в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с
педагогической деятельностью в учреждениях для детей, с 06.05.2018.
Определением суда к
участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора, были привлечены МОУ «Шиловская средняя школа»,
Военный комиссариат по Ульяновской области.
Рассмотрев данный
спор, суд принял вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с
решением суда, Ворков И.В. в апелляционной жалобе просит его отменить, принять
по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. В жалобе
указывает доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно
ссылаясь в обоснование своей позиции на закон РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О
статусе военнослужащих», в соответствии с п.3 которого время нахождения граждан
на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж
работы по специальности из расчёта один месяц военной службы за один месяц
работы, а на военной службе по призыву – один месяц военной службы за 2 месяца
работы.
Представители
ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени
рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на
основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Из материалов дела следует,
что Ворков И.В., *** года рождения, с
26.05.1984 по 07.06.1986 проходил службу в Вооруженных Силах СССР.
Согласно записям в
трудовой книжке Воркова И.В., до 1 октября 1993 года он не осуществлял
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства»), и Списком профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам
статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.
Педагогическая деятельность истца началась с 01.09.1994 в должности учителя ОБЖ
в Ш***.
27.04.2018 Ворков И.В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области
(межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости
в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в
соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях».
Решением № 169799/18
от 31.05.2018 Воркову И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для
детей, из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Не согласившись с
данным отказом, Ворков И.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и
отказывая в удовлетворении исковых требований Воркова И.В. о включении в
специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря
2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода прохождения им службы в
составе Вооруженных Сил СССР с 26.05.1984 по 07.06.1986 и обязании назначения
досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в
учреждениях для детей, суд первой инстанции исходил из того, что при решении
вопроса о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости нормы
Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 (утратившего силу с 01.10.1993), для учета
периодов педагогической деятельности применению не подлежат, поскольку в период
действия данного Положения у истца отсутствовал стаж педагогической
деятельности.
Судебная коллегия
соглашается с данным выводом как основанном на правильном толковании норм
пенсионного законодательства.
Основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
страховые пенсии регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №
400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 8
Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ право на страховую пенсию
по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие
возраста 55 лет.
Порядок и условия
сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30
Федерального закона № 400-ФЗ.
В соответствии с
пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №
400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо
от их возраста.
Частью 8 статьи 13
Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что при
исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию
периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления
в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при
назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период
выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с
применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным
законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по
выбору застрахованного лица.
Согласно части 2
статьи 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с
частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Аналогичные
положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17
декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 2
статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №
340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 83 данного
закона).
Периоды работы
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от
28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах
работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при
условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством,
действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на
досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28
декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального
закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством,
действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы
(деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №
400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года
№ 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая
пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности),
дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м»
пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на
соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в
соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»;
список должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет
в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается
в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений
абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001
года включительно;
список профессий и должностей
работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах
и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам
статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей
дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2
указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений,
организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет
(приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности,
имевшей место до 1 января 1992 года.
При досрочном
назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей
место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет
работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (утратило силу с
1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении
изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров
РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой»). Этим
постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно
Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже
работы по специальности не менее 25 лет (подпункт «а» пункта 1 постановления).
Этим же постановлением было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом «г»
пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 устанавливалось, что
учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж
работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе
служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно
пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого
положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не
менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим
положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях,
работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением
Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 был утвержден Список
профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место
в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2
данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за
выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической
деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных
Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможности зачета
работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности,
не относящейся к педагогической, указанным постановлением Совета Министров
РСФСР № 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях
досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального
закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ работников этой категории Правилами
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №
781.
Из анализа
приведенных нормативных положений следует, что законодатель связывает право на
назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с
любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным
воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими
нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе
отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.
Согласно Положению о
порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям и другим работникам просвещения в
стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и
детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе
служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако, обязательным условием зачета
времени службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности
является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с
названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в
учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту
пенсию.
С 1 января 1992 года
постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 были
изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий
за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе
служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении
специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности
зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных
Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия
Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, то есть до 1 января 1992 года, и
только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для
назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в
учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений,
организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет,
утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №
1397.
Вопреки доводам
жалобы, районный суд обоснованно учел, что в силу подпункта «м» пункта 1
постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 при
досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, постановление Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» подлежит применению для
учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января
1992 года.
Поскольку с 1 января
1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463
были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения
пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в
том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при
исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало
педагогической деятельности Воркова И.В. имело место с 1 сентября 1994 года, то
есть у него отсутствовал специальный стаж педагогической деятельности как на
момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент
изменения правового регулирования спорных отношений, то нормы Положения о
порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривавшие возможность зачета в
стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе
Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения
пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых
дает право на эту пенсию, вопреки мнению судебных инстанций, не могут
применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения
вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
Доводы жалобы истца
основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих
спорные отношения, в связи с чем не являются основанием для отмены обжалуемого
решения.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2018 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Воркова Ивана Викторовича – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи