Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 18.12.2018 под номером 77736, 2-я гражданская, О признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в установлении пенсии, возложени обязанности включить в спецальный стаж период обучения и назначить досрочную страховую пенсию по старости, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Челбаева Е.С.                                                                         Дело №33-5174/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Герасимовой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барыше Ульяновской области (межрайонного) на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13 июня 2018 года, с учётом определения того же суда от 10 июля 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

Иск Ротановой Елены Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области (межрайонному) удовлетворить частично.

Решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области №244 от 24 апреля 2018 года об отказе в назначении Ротановой Елене Викторовне досрочной страховой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, признать незаконным и отменить.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области обязанность включить Ротановой Елене Викторовне в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью период обучения в Ш*** *** с 05 июня 1990 года по 30 сентября 1993 года и с 29 марта 2018 года назначить Ротановой Елене Викторовне досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области в пользу Ротановой Елены Викторовны в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Ротановой Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ротанова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области (межрайонному) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Иск мотивирован тем, что 29 марта 2018 года обратилась к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность. Ответчик, включив ей в специальный стаж 22 года 8 месяцев 27 дней, период обучения в Ш*** с 05 июня 1990 года по 05 июля 1994 года не включил. Между тем периоду обучения непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность, а действующее в тот период законодательство при таких условиях позволяло включать период обучения в стаж для назначения досрочной пенсии.

Просила признать незаконным и отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области № 244 от 24 апреля 2018 года об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, включить ей в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью период обучения в Ш*** с 05 июня 1990 года по 05 июля 1994 года и возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барыше Ульяновской области обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, с 29 марта 2018 года, взыскать с ответчика 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, ГУ-УПФ РФ в г.Барыше Ульяновской области (межрайонное) в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, неверное толкование закона, поскольку обязывая ответчика включить в стаж период обучения истицы в Ш*** с 5 июня 1990 года по 30 сентября 1993 года судом не было учтено, что в спорный период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утверждён Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, а так же Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в соответствии с которым данный период не подлежит включению в льготный стаж истицы, так как она в период с 5 июля 1994 года по 1 апреля 1995 года состояла на учёте в Центре занятости, трудовую деятельность в учебном учреждении не осуществляла, на момент окончания обучения – 30 сентября 1993 года, итоговой аттестации не проходила, продолжала обучение после этой даты, а не работу. Так же отмечает, что по окончанию обучения истицы Постановление от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», соответственно, истица не может претендовать на требуемую ею льготу.

В возражении на жалобу Ротанова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласно трудовой книжки Ротановой Е.В. с 14 августа 1989 года по 17 апреля 1990 года она работала в качестве воспитателя ясли-сада № *** , с 01 апреля 1995 года по 28 марта 2018 года - в качестве учителя физики средней школы ***.

В период с 05 июня 1990 года по 05 июля 1994 года Ротанова Е.В. обучалась в Ш*** . 05 июля 1994 года истице выдан диплом об окончании учебного заведения по специальности «физика», присвоена квалификация «учитель физики, информатики и вычислительной техники».

С 01 апреля 1995 года истица работает учителем физики средней школы ***.

29.03.2018 Ротанова Е.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области (межрайонное) от 24.04.2018 № 244 Ротановой Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности стажа педагогической деятельности. Ответчиком засчитаны в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии периоды работы Ротановой Е.В. в должности воспитателя ясли-сада и учителя физики средней школы; специальный стаж определен в 22 года 8 месяцев 27 дней. При этом не засчитан в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, период обучения истицы в Ш*** с 05 июня 1990 года по 05 июля 1994 года.

Не согласившись с решением, Ротанова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Ротановой Е.В. о включении в стаж педагогической деятельности, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, периода ее обучения в Ш*** с 05 июня 1990 года по 05 июля 1994 года и обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию, суд первой инстанции, сославшись на пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, исходил из того, что периоду обучения истицы в педагогическом учебном заведении непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность, следовательно, в соответствии с указанным нормативным актом данный период обучения подлежал включению в педагогический стаж Ротановой Е.В.

Судебная коллегия считает данный вывод районного суда основанным на неверном толковании норм пенсионного законодательства ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В силу абзаца 5 подпункта «м» пункта 1 названного постановления Правительства Российской Федерации при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения не предусмотрена возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях.

Поскольку временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты отчисления, при применении абз. 5 п. 2 вышеуказанного Положения, необходимо учитывать весь период обучения в заведении, а не отдельную его часть.

Согласно разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 70, при исчислении продолжительности страхового стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой (абзацы первый и второй пункта 1Разъяснений).

С учетом того, что на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 утратившим силу (1 октября 1993 года) Ротанова Е.В. не выработала специального трудового стажа, дававшего право на досрочную страховую пенсию по старости, ее период обучения в Шымкентском педагогическом институте им. М. Ауэзова закончился в 1994 году (после 1 октября 1993 года), действующее на момент обращения Ротановой Е.В. за назначением досрочной страховой пенсии законодательство не предусматривает возможности включения периода обучения в педагогическом учебном заведении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, оснований для включения в специальный стаж истицы периода ее обучения в Ш*** не имеется.

При таких обстоятельствах, время обучения истицы в Ш*** не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ.

Вывод суда о включении в специальный стаж периода учебы в Ш*** с 05 июня 1990 года по 30 сентября 1993 года основан на неправильном толковании норм материального права.

Стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет менее 25 лет, в связи с чем оснований для назначения Ротановой Е.В. досрочной страховой пенсии также не имеется.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Ротановой Е.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барыше Ульяновской области нельзя признать законным, оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без устранения которого невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, однако судом неправильно применены подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, судебная коллегия находит возможным отменить решение суда, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ротановой Е.В. отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 13 июня 2018 года, с учётом определения того же суда от 10 июля 2018 года об исправлении описки отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ротановой Елены Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Барыше Ульяновской области (межрайонному) о включении в стаж для назначения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью периода обучения в Ш*** с 05 июня 1990 года по 30 сентября 1993 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, отказать.

 

Председательствующий                                               Судьи