Судебный акт
Устранение нарушений пожарной безопасности
Документ от 11.12.2018, опубликован на сайте 19.12.2018 под номером 77722, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Довженко Т.В.                                                                    Дело № 33а-5279/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                              11 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Трифоновой  Т.П.,

при секретаре Туктаровой  Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от                       20 сентября 2018 года, по которому постановлено:

обязать Государственное учреждение здравоохранения «Николаевская районная больница», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:

обеспечить установку и работоспособность автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа в административном здании ГУЗ «Николаевская РБ»;

обеспечить установку и работоспособность автоматической пожарной сигнализации в помещениях лечебной физкультуры, раздевальной кабины у помещения лечебной физкультуры, в буфете здания поликлиники                                  ГУЗ «Николаевская РБ»;

обеспечить установку и работоспособность автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа в здании пищеблока ГУЗ «Николаевская РБ».

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                Сальникова  А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к государственному учреждению здравоохранения «Николаевская районная больница» (далее – ГУЗ «Николаевская РБ»), Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству  финансов по Ульяновской  области  о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено несоблюдение административными ответчиками  требований п.2 ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В административном здании ГУЗ «Николаевская РБ» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа; в помещении лечебной физкультуры, раздевальной кабины у помещения лечебной физкультуры, буфета здания поликлиники ГУЗ «Николаевская РБ» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; в здании пищеблока отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа.
Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности, создает реальную угрозу жизни и здоровью, находящегося в учреждении здравоохранения неопределенного круга лиц, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц: отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Николаевскому и Новоспасским районам Ульяновской области ГУ МЧС России,  Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение.

Указывает, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Собственником имущества ГУЗ «Николаевская  районная больница» является Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, которое несет субсидиарную ответственность по обязательствам ГУЗ «Николаевская районная больница», однако Агентство к участию в деле не привлечено. Считает Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области не соглашается с доводами апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованных  лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия  приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что проведенной прокуратурой Николаевского района Ульяновской области  совместно с сотрудниками  отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Николаевскому и Новоспасскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГУЗ «Николаевская РБ» выявлены нарушения  требований пожарной безопасности.

В частности, установлены следующие нарушения п.2 ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №  123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: в административном здании ГУЗ «Николаевская РБ» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа;   в помещении лечебной физкультуры, раздевальной кабины у помещения лечебной физкультуры, буфета здания поликлиники ГУЗ «Николаевская РБ» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация; в здании пищеблока ГУЗ «Николаевская РБ» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обоснованно возложил на ГУЗ «Николаевская РБ» и Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области  обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

С выводами суда о возложении  на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области  обязанности  по устранению выявленных нарушений требований  пожарной безопасности судебная  коллегия согласиться не может по следующим обстоятельствам.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности», несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Объекты, в которых выявлены нарушения правил пожарной безопасности, эксплуатируются административным ответчиком – ГУЗ «Николаевская РБ», принадлежат последнему на праве оперативного управления.

Учредителем и собственником имущества ГУЗ «Николаевская РБ» является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановление Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1, 1,4, 2.2.17 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения), государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - учреждения социальной сферы).

Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ГУЗ «Николаевская РБ», именно Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач, путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Учитывая вышеизложенное,  на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области следует  возложить   обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «Николаевская РБ».

Решение  в данной части подлежит отмене, с принятием в  данной части нового  решения о возложении на Министерство здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области обязанности по финансированию мероприятий по устранению  нарушений пожарной безопасности в                               ГУЗ «Николаевская РБ».

Кроме того, к участию в деле судом было привлечено Министерство финансов Ульяновской области, в отношении которого судом не принято решение, несмотря на то, что производство по делу в отношении этого ответчика прекращено не было.
С учетом того, что надлежащими ответчиками по делу являются                        ГУЗ «Николаевская РБ» и Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в иске к Министерству финансов Ульяновской области следует отказать, о  чем дополнить  резолютивную часть решения.

Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, на которое возложены полномочия собственника имущества ГУЗ «Николаевская РБ», судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку, как указано выше, финансирование мероприятий по приобретению больницей спорного имущества, необходимого для безопасного функционирования лечебного учреждения, осуществляет Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, как главный распорядитель бюджетных средств.

При таких обстоятельствах суд правомерно привлек Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в качестве третьего лица, а не ответчика по делу.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Николаевского  районного суда Ульяновской области от 20 сентября 2018 года  в части возложения обязанности  по устранению нарушений пожарной  безопасности на Министерство здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области  отменить.

Принять в  данной части новое решение, которым  возложить на Министерство здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области обязанность по финансированию мероприятий по устранению  нарушений пожарной безопасности в Государственном учреждении здравоохранения «Николаевская районная больница».

Дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в  удовлетворении  административного иска прокурора Николаевского района Ульяновской области  к Министерству  финансов Ульяновской области  о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В остальной части решение оставить без изменения.
 

Председательствующий                  

 

Судьи