Судебный акт
Отказ в согласовании публичных мероприятий
Документ от 04.12.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77642, 2-я гражданская, об оспаривании решений органа власти, нарущающих права и законные интересы, создающих препятствия к осуществлению прав и свобод, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Лёшина И.В.                                                              Дело № 33а-5035/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           4 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Герасимовой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме пикетирований и шествия, возложении обязанности согласовать проведение заявленных мероприятий отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области Любавиной Ю.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. обратились в суд с административным иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконными отказов в согласовании публичных мероприятий в форме пикетирований и шествия, возложении обязанности согласовать проведение заявленных мероприятий.

В обоснование требований истцы указали, что 13.08.2018 они подали главе администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

17.08.2018 - пикетирования с призывом к кандидатам на выборах в Законодательное Собрание Ульяновской области выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью включения в свои предвыборные программы положений о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств;

17.08.2018 - пикетирования с осуждением административного преследования шестнадцатилетнего школьника из г.Бийска Алтайского края Максима Неверова за гей-пропаганду и призыв к отмене федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних;

26.08.2018 - шествия Новоульяновского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии.

16.08.2018 администрацией МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области в согласовании данных публичных мероприятий было отказано, несмотря на то, что 15.08.2018 они были согласованы. Отказ административного ответчика мотивирован законодательством о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, а именно: Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Считают, что со стороны администрации нарушаются их право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное ст.31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Администрацией МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с непредставлением предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований, то есть они были лишены возможности эффективной реализации права на свободу собраний.

Также административным ответчиком нарушены установленные законом сроки дачи ответа на поданные уведомления о проведении пикетирований. Соответствующие ответы были направлены 15 и 16 августа 2018 года, то есть фактически за сутки до даты проведения мероприятий.

Административные истцы просили признать незаконными решения администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области №№ 2484, 2485, 2487 об отказе в согласовании заявленных ими мероприятий в форме шествия и пикетирований и возложить на административного ответчика обязанность по согласованию проведения публичных мероприятий.

Рассмотрев административный иск по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы приводят доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывают, что администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не согласовала ни одно из предложенных мест или маршрутов проведения публичных мероприятий и в нарушение п.2 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не предложила им альтернативных мест или маршрутов проведения публичных мероприятий, лишив возможности эффективной реализации права на свободу собраний.

Считают неправомерными мотивы отказа в проведении публичного мероприятия, связанные с необходимостью защиты прав и нравственности детей в контексте законодательного запрета пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, поскольку проведение публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований планировалось в местах, отдаленных от детских учреждений.

Решения администрации являются незаконными, дискриминационными, так как фактически означают невозможность проведения любого публичного мероприятия, защищающего идеи меньшинства и ставят реализацию права на свободу мирных собраний ЛГБТ-меньшинств в зависимость от его одобрения большинством.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административные истцы. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых решений администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, поскольку они направлены на защиту несовершеннолетних от негативного влияния пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений на их нравственное развитие и здоровье.

Выводы суда в решении надлежаще мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания их неправильными не имеется.

Как установлено судом, 13.08.2018 административные истцы подали главе администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области уведомления о проведении трех публичных мероприятий:

пикетирования с призывом к кандидатам на выборах в Законодательное Собрание Ульяновской области выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров с целью включения в свои предвыборные  программы положений о недопустимости дискриминации сексуальных и гендерных меньшинств, проведение которого планировалось 17.08.2018 с 17 час. до 18 час. на участке, расположенном в границах открытой площадки парковой зоны г.Новоульяновска, граничащей с административным зданием по адресу: г.Новоульяновск, ул.Комсомольская, 1, с количеством участников до 300 человек;

пикетирования с осуждением административного преследования шестнадцатилетнего школьника из г.Бийска Алтайского края Максима Неверова за гей-пропаганду и призыв к отмене федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, которое должно было состояться 17.08.2018 с 20 час. до 21 час. в границах открытой площадки парковой зоны г.Новоульяновска, граничащей с административным зданием по адресу: г.Новоульяновск, ул.Комсомольская, 1, с количеством участников до 300 человек;

шествия Новоульяновского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии, трансфобии, фашизму и ксенофобии, которое должно состояться 26.08.2018 с 12 час. до 14 час. по ул.Волжской от ул.Ремесленная до Спортивного переулка в г.Новоульяновске с количеством участников до 300 человек.

На указанные уведомления администрацией МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области 16.08.2018 даны ответы о невозможности согласования  публичных мероприятий, поскольку их цели нарушают запреты, предусмотренные п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с непротиворечащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.14 названного Федерального закона органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Согласно п.4 ч.2 ст.5 указанного Федерального закона к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.

В соответствии с ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет привлечение к административной ответственности.

Запрет публичных действий в отношении несовершеннолетних призван предотвратить повышенную концентрацию их внимания на вопросах сексуальных отношений, способную при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления ребенка о таких конституционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на его психологическом состоянии и развитии, но и на социальной адаптации.

Навязывание несовершеннолетним социальных установок, отличающихся от общепринятых в российском обществе, в том числе не разделяемых, а в ряде случаев воспринимаемых как неприемлемые, родителями, которые в приоритетном порядке несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, может провоцировать социальное отчуждение ребенка и препятствовать его благополучному развитию в семейной среде.

Устанавливая специальный (ограничительный) правовой режим распространения информации, касающейся нетрадиционных сексуальных отношений, ее доступности для несовершеннолетних, федеральный законодатель принимал во внимание и социально-психологические особенности личности ребенка, связанные с восприятием такой информации.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.   Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Исходя из положений ч.2 ст.12 названного Федерального закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти не согласовывает проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия указанных в уведомлении противоправных целей публичного мероприятия действующим законодательным предписаниям.

Оспариваемые решения административного ответчика основаны на верной оценке смыслового содержания уведомлений, поданных административными истцами, и соответствуют приведенным требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые свидетельствовали бы о том, что цели и формы публичных мероприятий, о которых уведомили административные истцы, могли быть реализованы путем распространения информации о нетрадиционных сексуальных отношениях в допустимой нейтральной форме.

Как усматривается из уведомлений, публичные мероприятия были запланированы административными истцами в парковой зоне и улицах города, являющихся местами отдыха, проведения досуга, пребывания людей, в том числе несовершеннолетних лиц, что не исключает пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди данной категории граждан.

Доводы административных истцов в апелляционной жалобе о том, что оспариваемые решения административного ответчика противоречат нормам международного права, а также являются дискриминационными по отношению к сообществу сексуальных меньшинств, судебная коллегия считает несостоятельными.

Заявленные цели публичных мероприятий, направленные на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, обоснованно расценены административным ответчиком и судом как ущемляющие права несовершеннолетних, в том числе с точки зрения общепризнанных европейских ценностей, охраняемых нормами международного права.

Вышеприведенные обстоятельства и цель заявленных публичных мероприятий требовали от администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области принятия предусмотренных законом мер по защите прав несовершеннолетних лиц от информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи, распространение которой прямо запрещено п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 496-О и от 19.01.2010 № 151-О-О), осуществляемое федеральным законодателем на основании п.«в» ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных, трактовок института семьи и сопряженных с ним социальных и правовых институтов.

Предлагаемая административными истцами к пропаганде информация не основана на традиционных представлениях о гуманизме в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социальных, культурных и иных исторических характеристик, в частности на сформировавшихся в качестве общепризнанных в российском обществе (и разделяемых всеми традиционными религиозными конфессиями) представлениях о браке, семье, материнстве, отцовстве, детстве, которые получили свое формально-юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации, и об их особой ценности.

Соответственно, распространение лицом своих убеждений и предпочтений, касающихся сексуальной ориентации и конкретных форм сексуальных отношений не должно ущемлять достоинство других лиц и ставить под сомнение общественную нравственность в ее понимании, сложившемся в российском обществе, поскольку иное противоречило бы основам правопорядка.

Законодательный запрет к такой пропаганде, направленный на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный, поскольку в равной степени относится ко всем.

Довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик должен был указать иное альтернативное место проведения запланированных публичных мероприятий, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку противоречит положениям ч.2 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также смыслу законодательного запрета на пропаганду среди детей нетрадиционных сексуальных отношений.

Судебная коллегия также принимает во внимание то обстоятельство, что оспариваемые отказы администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области фактически имеют целью защиту прав и свобод несовершеннолетних, и реализация административным ответчиком в данном направлении своих полномочий является обоснованной.

Подача административными истцами трех заявлений о согласовании публичных мероприятий, направленных на позитивное освещение вопросов однополых отношений, свидетельствует о том, что целью данных мероприятий является максимально широкое публичное демонстрирование мировоззрений административных истцов, что неизбежно, вне зависимости от места проведения мероприятия, приведет к вовлечению несовершеннолетних в такое информационное поле. При этом представление информации в таком поле будет носить характер пропаганды конкретного образа жизни.

Разумное ограничение прав административных истцов согласуется с публичными интересами большинства членов российского общества, выявленными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.09.2014 №24-П.

В силу приведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом решения.

Юридически значимые по делу обстоятельства определены судом верно, изложенные в решении выводы основаны на правильной оценке исследованных доказательств, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: