Судебный акт
Постановление отменено, осужденный передан для дальнейшего отбывания наказания в Азербайджанскую Республику
Документ от 03.12.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77609, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.1; ст. 228.1 ч.4 п. г; ст. 229.1 ч.3, ОПРЕДЕЛЕНИЕ (постановление) ОТМЕНЕНО

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Антончев Д.Ю.

Дело № 22-2290/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

Российская Федерация

г. Ульяновск

 

3 декабря 2018 года

 

Ульяновский областной суд в составе председательствующего Максимова М.Н.

с участием прокурора Чивильгина А.В.,

адвоката Чернышова М.В.,

при секретаре Марковой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам осужденного Асадова М.Р. и адвоката Чернышова М.В. на постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 9 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении представления первого заместителя директора ФСИН России Рудого А.А. и ходатайства осужденного о передаче

 

АСАДОВА Мардана Рашида оглы,

***

 

для отбывания наказания в А*** Республику.

 

Доложив содержание постановления, существо апелляционных жалоб, выслушав участвующих лиц, суд апелляционной инстанции

 

УСТАНОВИЛ:

 

в апелляционных жалобах осужденный и защитник выражают несогласие  с решением суда, указывают на наличие оснований к передаче Асадова М.Р. для отбывания наказания в другое государство. Ссылка в постановлении на отсутствие решения суда о признании  приговора в отношении Асадова М.Р. не может являться основанием для отказа в удовлетворении представления и ходатайства, поскольку нормами международного права предусмотрена возможность признания приговора после передачи осужденного в иностранное государство, при этом от компетентных органов принимающей стороны получены гарантии последующего признания приговора. Вывод суда о несопоставимости условий и порядка отбывания наказания осужденным Асадовым М.Р. в Республике А*** и Российской Федерации также считают необоснованным, поскольку осужденному может быть назначено такое же наказание, как и приговором суда Российской Федерации.

В судебном заседании апелляционной инстанции адвокат поддержал доводы жалоб, прокурор возражал по доводам жалоб.

Проверив материалы дела, доводы жалоб, выслушав участвующих лиц, суд апелляционной инстанции находит постановление суда подлежащим отмене с вынесением нового судебного решения.

Согласно ст. 469 УПК РФ основаниями передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

Статьей 471 УПК РФ установлен перечень оснований для отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является.

Суд, принимая решение об отказе в передаче осужденного Асадова М.Р. для дальнейшего отбывания наказания в А*** Республику, указал, что приговор Видновского городского суда Московской области от 17 июля 2015 года признан компетентным органом иностранного государства без установления порядка и условий отбывания наказания.

Кроме того, суд отметил, что санкции статей Уголовного кодекса А*** Республики значительно мягче санкций статей Уголовного кодекса РФ, по которым осужден Асадов М.Р., что свидетельствует о явной несопоставимости с условиями и порядком отбывания осужденным наказания, не позволяющей достигнуть цели наказания.

Вместе с тем, как установлено судом, Асадов М.Р., являющийся гражданином А*** Республики и не имеющий постоянного места жительства в Российской Федерации, осужден  за деяния, которые по законам как А*** Республики, так и Российской Федерации являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения свободы, срок давности привлечения к уголовной ответственности за которые не истек.

Асадов М.Р. желает отбывать наказание в А*** Республике.

Срок лишения свободы, который не отбыт Асадовым М.Р. на момент рассмотрения судом материала, составляет более 6 месяцев.

Таким образом, предусмотренные статьями 5 и 6 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года условия, соблюдение которых необходимо для решения вопроса о передаче Асадова М.Р. для дальнейшего отбывания наказания в А*** Республику, выполнены.

Отсутствие у суда на момент рассмотрения материала сведений о том, в каком порядке и в каких условиях осужденный будет отбывать наказание в А*** Республике, само по себе не препятствует решению вопроса об исполнении приговора в иностранном государстве.

Из письма Министерства юстиции А*** Республики следует, что а*** сторона дала согласие на прием осужденного Асадова М.Р., гарантировала признание и исполнение приговора российского суда на основании решения а****** суда, которое по смыслу статей 12 и 13 Конвенции может быть принято и после фактической передачи лица.

Соответствующие разъяснения даны и Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 35 постановления от 14 июня 2012 года № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования и исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания», где указано, что при наличии согласия компетентного органа иностранного государства на передачу осужденного, отсутствие при этом решения иностранного суда или иного органа о признании и исполнении приговора, постановленного судом Российской Федерации, не является основанием для отказа в передаче, поскольку международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено принятие такого решения после фактической передачи этого лица.

Договор между Российской Федерацией и А*** Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания, подписанный в г. Москве 26 мая 1994 года и вступивший в силу после ратификации его сторонами в 1995 году, в ст. 3 которого приведен перечень условий, препятствующих передаче осужденного, изъятий по поводу невозможности определения порядка и условий отбывания наказания после фактической передачи лица, не содержит. В нем лишь отмечено, что Государство исполнения приговора обязано обеспечить продолжение исполнения наказания (ст. 6), что в данном случае азербайджанской стороной гарантировано.

Нельзя согласиться и с выводом суда о несопоставимости условий порядка отбывания наказания в виде лишения свободы, поскольку под таким несоответствием понимаются различия в условиях и порядке отбывания наказания в государстве исполнения приговора и в Российской Федерации, которые не позволяют достигнуть цели наказания – восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений.

Вместе с тем, согласно статьям 10 и 11 Конвенции о передаче осужденных лиц, заключенной 21 марта 1983 года в г. Страсбурге, и вступившей в силу для России 1 декабря 2007 года, статье 12 вышеназванной конвенции от 6 марта 1998 года, Государство исполнения приговора обеспечивает продолжение отбывания наказания в соответствии со своим законодательством и то обстоятельство, что по закону этого государства за деяния, совершенные осужденным, предельный срок лишения свободы может быть меньше, чем назначенный по приговору суда Российской Федерации, не является основанием для отказа в передаче лица. В таком случае суд Государства исполнения приговора определяет максимальный срок лишения свободы, предусмотренный законом этой страны.

Асадов М.Р. осужден приговором Видновского городского суда Московской области от 17 июля 2015  года по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ к 10 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательно назначено 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Из представленных А*** Республикой документов следует, что деяния, за которые Асадов М.Р. осужден приговором, в А*** Республике могут быть квалифицированы по ст. 234.4 УК А*** Республики (незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, производство, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, совершенные группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере), санкция которой  предусматривает лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет, а также по ст. 206.3.2 УК А*** Республики (перемещение через таможенную границу А*** Республики  наркотических средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору), санкция которой предусматривает  наказание в виде лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Кроме того, в силу статьи 63.2 УК А*** Республики срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального предела наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего кодекса за оконченное преступление.

Таким образом, с учетом требований национального законодательства А*** Республики и вышеуказанных международных конвенций Асадову М.Р.  может быть назначено наказание на срок 6 и 8 лет лишения свободы соответственно.

Статьей 66 УК А*** Республики определены правила  назначения наказания за совокупность преступлений, которые в целом согласуются с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, наказание, назначенное осужденному  приговором  суда Российской Федерации, сопоставимо с наказанием, которое может быть ему назначено  в А*** Республике,  в  связи с чем вывод суда о явной  несопоставимости с условиями и порядком отбывания осужденным наказания является необоснованным.

Указание суда на явное несоответствие санкций статей уголовных кодексов двух государств не может являться препятствием для передачи осужденного, поскольку в данном случае следует исходить не из предельного срока наказания, предусмотренного санкцией статьи УК Российской Федерации, а из фактического  наказания, назначенного осужденному приговором суда, и предельного наказания, которое может быть назначено в принимающем государстве.

При указанных обстоятельствах постановление суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.

Суд апелляционной инстанции полагает возможным на основании  имеющихся в деле и исследованных в суде  первой  инстанции материалов  принять новое решение, которым удовлетворить представление первого заместителя директора  ФСИН России Рудого А.А. и ходатайство осужденного Асадова М.Р. о передаче последнего для отбывания наказания в А*** Республику.

 

Руководствуясь стст. 389-13, 389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

постановление Ульяновского районного суда г. Ульяновска от  9 октября 2018 года в отношении Асадова Мардана Рашида оглы отменить и постановить новое решение.

Удовлетворить представление первого заместителя директора  ФСИН России Рудого А.А. и ходатайство осужденного Асадова М.Р., передать осужденного Асадова Мардана Рашида оглы для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы по приговору Видновского городского суда Московской  области от 17 июля 2015 года в А*** Республику.

 

Председательствующий                                                           М.Н. Максимов