Судебный акт
О признании решений незаконными
Документ от 04.12.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77579, 2-я гражданская, о признании решений незаконными, понуждении к согласованию проведения публичных мероприятий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                 Дело № 33а-5051/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                4 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны к администрации муниципального образования «Город Димитровград» о признании решений незаконными, понуждении к согласованию проведения публичных мероприятий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлова С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Димитровград», в котором просили признать незаконными решения МО «Город Димитровград»  от  13.08.2018 № 01-23/5151, от 14.08.2018                № 01-23/5181 об отказе в согласовании публичных мероприятий в форме шествия и  пикетирований и возложить на административного ответчика обязанность согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В обоснование требований указали, что 13.08.2018 обратились к Главе администрации города Димитровграда с уведомлениями о проведении трех публичных мероприятий: пикетирования с призывом  к кандидатам на выборах различных уровней в единый день голосования выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров;  пикетирования с осуждением разгона и административного преследования мирных участников Санкт-Петербургского гей-прайда; шествия Димитровградского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России.

13 и 14 августа 2018 года и.о. Главы администрации города  Димитровграда Ульяновской области отказано в согласовании проведения указанных мероприятий, что свидетельствует о нарушении ст. 31 Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, а также Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен               и.о. главы администрации города Димитровграда Выжимов С.А.

Рассмотрев требования административных истцов по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алексеев Н.А., Моляков С.А., Михайлов С.А. не соглашаются с решением суда, считают, что при его вынесении были нарушены нормы материального права и нормы международного законодательства.

В обоснование жалобы приводят доводы аналогичные изложенным в административном иске. Указывают, что  предложение об изменении времени или места проведения публичных мероприятий является обязанностью органа власти, несоблюдение которой является нарушением порядка согласования заявленных публичных мероприятий и, следовательно, незаконным препятствием к реализации права на мирные собрания.

Суд необоснованно не принял во внимание дискриминационную направленность оспариваемых ответов, поскольку администрация города Димитровграда не рассматривает возможность проведения публичных мероприятий с заявленными целями, независимо от конкретного места или времени их проведения. Обращение в администрацию города с уведомлениями о проведении трех публичных мероприятий имело целью информирование общества и государства о проблемах, связанных с правами лиц гомосексуальной ориентации, а также необходимости воспитания толерантного отношения к представителям ЛГБТ-сообщества. Судом необоснованно не принята во внимание международная практика по рассматриваемому вопросу, а также правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации о том, что законодательный запрет пропаганды гомосексуализма не может являться основанием для запрета публичных мероприятий в поддержку прав сексуальных меньшинств. Суд не дал всесторонней оценки целям заявленных публичных мероприятий с точки зрения их соответствия, как законодательству Российской Федерации, так и международно-признанным нормам, обязательность и приоритет которых признается Российской Федерацией в случае коллизии с нормами национального права.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия с учетом положений ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.08.2018  в администрацию   города Димитровграда  поданы уведомления, подписанные  Алексеевым Н.А., Моляковым С.А, Михайловой С.А.,  о проведении в г.Димитровграде трех публичных мероприятий:

пикетирования с призывом  к кандидатам на выборах различных уровней в единый день голосования выступить против гомофобии, трансфобии и дискриминации геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров;

пикетирования с осуждением разгона и административного преследования мирных участников Санкт-Петербургского гей-прайда;

шествия Димитровградского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств.

Письмами от 13 и 14 августа 2018 года администрация города Димитровграда направила заявителю уведомления по всем трем заявкам, в которых предложила уточнить цели и форму публичных мероприятий.

Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, проанализировав положения национального законодательства, в частности Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ  «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», норм международного права - Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  а также Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 1730-О,  исходил из того, что  администрация   г.Димитровграда  не отказывала в согласовании заявленных публичных мероприятия, а предложение административного ответчика уточнить цели и форму публичных мероприятий, не свидетельствует о нарушении прав и свобод административных истцов.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным Законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Исходя из приведенных правовых норм, направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места (и) или времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Следовательно, оспариваемые решения № 01-23/5150, № 01-23/5151 от 13.08.2018 и № 01-23/5181 от 14.08.2018, исходя из их содержания и в соответствии с приведенными выше положениями закона, не являются отказами в проведении публичных мероприятий, как  правильно указал суд первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, приведенные нормы законодательства обязывают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в пределах их компетенции не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором выявленных несоответствий, содержащихся в уведомлении, законодательным предписаниям.

При этом доводы административных истцов о том, что администрацией города Димитровграда  не были предложены иные, альтернативные места проведения публичных мероприятий, не могут быть приняты во внимание, поскольку данная обязанность возникает в случае подачи надлежащим образом оформленного уведомления, отвечающего требованиям ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ  «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, что с учетом вышеизложенного организатором публичного мероприятия сделано не было.

Направление мотивированного предложения по смыслу действующего законодательства предполагает дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия.

Указанное разъяснение содержится в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях».

Оспариваемые сообщения, направленные и  полученные Алексеевым  Н.А., не препятствовали заявителю предпринять необходимые действия по уточнению цели и формы публичных мероприятий, о чем сообщить публичному органу, либо повторно обратиться в администрацию города Димитровграда  по вопросу проведения публичного мероприятия, устранив отмеченные в сообщении администрации  города  Димитровграда  недостатки.

Однако никаких действий по дальнейшему взаимодействию с целью проведения публичного мероприятия  Алексеевым  Н.А.  предпринято не было.

Таким образом, оспариваемые решения  от 13.08.2018 и 14.08.2018  не являются отказами в проведении публичных мероприятий и, следовательно, не нарушают права административных истцов на свободное выражение своих мнений и свободу собраний.

При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактическое не проведение указанных публичных мероприятий, напрямую не связано с действиями публичного органа, а вытекает из недостаточно активного поведения (волеизъявления) организатора публичного мероприятия, не совершившего действий по дальнейшему взаимодействию с администрацией города Димитровграда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований признания указанных решений незаконными и необоснованными.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о том, что цели и формы публичных мероприятий, о которых уведомили административные истцы, могли быть реализованы путем распространения информации о гомосексуальных, трансгендерных и бисексуальных  отношениях в допустимой нейтральной форме.

В силу приведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом решения.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                    7 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Алексеева Николая Александровича, Молякова Сергея Александровича, Михайловой Софьи Андреевны  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: