Судебный акт
Признание права на земельный участок
Документ от 04.12.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77576, 2-я гражданская, о признании права на приобретение в собственность за плату земельного участка, ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                            Дело № 33-4856/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            4 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Кирпичева Валерия Юрьевича удовлетворить.

Признать за Кирпичевым Валерием Юрьевичем право на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 821 кв.м , расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки.

Возложить на Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность по заключению с Кирпичевым Валерием Юрьевичем договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 821 кв.м , расположенного по адресу: *** , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Кирпичева В.Ю. и Габайдуллина В.Ш., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кирпичев В.Ю. обратился в суд с иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений  Ульяновской области о признании права на приобретение в собственность земельного участка за плату, возложении обязанности заключить с ним договор купли-продажи земельного участка.

В обоснование своих требований указал, что 04.08.2015 обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о  предоставлении  в собственность земельного участка площадью 821 кв.м, по адресу: *** для индивидуального жилищного строительства. Данный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером ***, принадлежащим истцу на праве общей долевой собственности. 02.10.2015 в соответствии со статьями 11.10, 39.18 Земельного кодекса РФ Администрацией города Ульяновска было вынесено постановление № 5092 о предварительном согласовании предоставления ему испрашиваемого земельного участка с одновременным утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующей постановки на кадастровый учет. В августе 2016 и в июле 2017 в данное постановление были внесены изменения в связи с наличием орфографических и арифметических ошибок в тексте постановления.

04.12.2017 земельный участок поставлен на кадастровый учет.

15.12.2017 Кирпичев В.Ю. обратился в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 821 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, без проведения торгов, поскольку ранее ему было предварительно согласовано предоставление указанного земельного участка.  К заявлению были приложены все предусмотренные законом документы.

Вместе с тем 02.02.2018 ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении ему земельного участка с указанием на то, что извещение о предстоящем предоставлении земельного участка не было опубликовано в установленном законом порядке.

Отказ в предоставлении ему земельного участка в собственность без проведения торгов истец считает незаконным,  поскольку ранее ему было предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка, что в соответствии с пунктом 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ является основанием для последующего предоставления вышеуказанного земельного участка без проведения торгов.

Истец не располагает информацией, была ли осуществлена публикация извещения о предстоящем предоставлении земельного участка, так как данная обязанность лежит на уполномоченном органе. Принятие администрацией г.Ульяновска решения о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка предполагает соблюдение предусмотренной законом процедуры.

В связи с этим истец просил признать за ним право на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 821 кв.м, расположенного по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки; возложить на Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанность по заключению с ним договора купли-продажи указанного земельного участка.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Кирпичеву Л.Г., Габайдуллина В.Ш.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе АГИЗО  Ульяновской области просил об отмене решения суда. Указывает на то, что суд не дал оценки доводам АГИЗО по существу заявленного иска. 

Предоставление истцу испрашиваемого им земельного участка на основании представленных им документов противоречит действующему законодательству.

Постановлением администрации г.Ульяновска № 5090 от 02.10.2015 о предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка фактически образован земельный участок путем перераспределения земельного участка площадь  617 кв.м с кадастровым номером *** и земель, государственная собственность на которые не разграничена.  Вместе с тем предварительное согласование предоставления земельного участка и перераспределение земельных участков представляют собой процедуры, имеющие различный порядок, основания и результат предоставления земельного участка. Предоставление одного образуемого земельного участка на основании обеих процедур невозможно.

Кроме того, администрацией г.Ульяновска была нарушена предусмотренная ст. 39.18 ЗК РФ процедура принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку извещение о предоставлении земельного участка опубликовано в установленном законом порядке не было. 

Кроме того, судом не учтено, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 2 года и возможность его продления законодательством не предусмотрена.

В возражениях на апелляционную жалобу Кирпичев В.Ю. просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Определением от 20.11.2018 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, ввиду непривлечения к участию в деле администрации г.Ульяновска, издавшей постановление о предварительном согласовании предоставления Кирпичеву В.Ю. земельного участка.  

В судебное заседание не явились представители АГИЗО Ульяновской области, администрации г.Ульяновска, Кирпичева Л.Г., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы в главе V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 1 стать 39.1 указанного выше кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

При этом в силу ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, преимущественно осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 указанной статьи осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.  Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В ходе судебного разбирательства установлено, что упруги      Кирпичевы В.Ю. и Л.Г. являются собственниками по ¼ доле каждый дома и земельного участка, расположенных по адресу: ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.

Сособственником  второй половины дома является Габайдуллин В.Ш.

На основании заявления Кирпичева В.Ю. от 04.08.2015 Администрацией г.Ульяновска было вынесено постановление № 5092 от 02.10.2015, которым образован земельный участок площадью 654 кв.м с по адресу: ***, путем перераспределения земельного участка площадью 617 кв.м с кадастровым номером  *** и земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 167,0 кв.м, утверждена схема расположения земельного участка площадью 654,0 кв.м по указанному адресу, предварительно согласовано Кирпичеву В.Ю. предоставление указанного земельного участка.

Однако в  указанном выше постановлении  допущены ошибки - неверно указана площадь образованного участка 654,0 кв.м и его условный номер ***, тогда как  общая площадь образованного многоконтурного земельного участка - 821,0 кв.м, условный номер ***.

Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 06.06.2016  по иску Кирпичева В.Ю. на администрацию г.Ульяновска была возложена обязанность внести исправления в постановление администрации г.Ульяновска  за № 5092 от 02.10.2015   «О предварительном согласовании Кирпичеву В.Ю. предоставления земельного участка в Засвияжском районе г. Ульяновска», указав в пунктах 1, 2 и 3 постановления площадь  образованного земельного участка, расположенного по адресу: *** (земли населенных пунктов),  821 кв.м вместо  площади 654 кв.м, условный  номер *** вместо  ***. При этом в рамках рассмотрения указанного дела законность постановления администрации г.Ульяновска не проверялась.

Во исполнение вышеуказанного решения постановлением администрации г.Ульяновска от 10.08.2016  № 2277  пункт 1 и 2  постановления администрации г.Ульяновска от  02.10.2015  № 5092  изложены в следующей редакции:

«1. Образовать многоконтурный земельный участок общей площадью 821,0 кв.м  с условными номерами  *** и *** по адресу: *** (земли населенных пунктов), путем перераспределения  земельного участка площадью 617,0 кв.м с кадастровым номером *** и землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 167,0 кв.м и площадью 654,0 кв.м.

2. Утвердить схему расположения многоконтурного земельного участка  общей площадью 821,0 кв.м с условными номерами *** и *** по адресу: *** (земли населенных пунктов территориальная зона Ж1, вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома),  под индивидуальное жилищное строительство (прилагается)». 

В пункте 3 слова «654,0 кв.м» заменить словами  «821,0 кв.м».

Постановлением администрации г. Ульяновска от 28.07.2017 № 1764 внесены изменения в постановление администрации г. Ульяновска  от  02.10.2015 № 5092, пункты 1 и 3 изложены в следующей редакции:

«1. Образовать земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по адресу: Российская Федерация, *** (земли населенных пунктов), площадью 821,0 кв.м.

3. Предварительно согласовать Кирпичеву Валерию Юрьевичу (проживающему по адресу: ***) предоставление в собственность земельного участка площадью 821.0 кв.м по адресу: Российская Федерация, *** (земли населенных пунктов территориальная зона Ж1, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства)».

Дополнить пунктами 6-8 следующего содержания: «6. Утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 821,0 кв.м по адресу: Российская Федерация, *** (земли населенных пунктов территориальная зона Ж1, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства), под индивидуальное жилищное строительство.

7. Дополнить приложением № 2 (схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории). 

8. Определить местом хранения схемы  Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, расположенное по адресу: г.Ульяновск, улица Гончарова, дом 38/8». Пункты 2, 4, 5 признать утратившими силу».

04.12.2017 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет  с кадастровым номером ***.

15.12.2017 истец обратился к ответчику Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка площадью 821 кв.м, с кадастровым номером *** в собственность за плату без проведения торгов, поскольку имеется предварительное согласование предоставления в собственность данного земельного участка и утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.

Однако ответчик принял решение об отказе в предоставлении спорного земельного участка в собственность истца  за плату, указывая, что в нарушение требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка (ни площадью 654 кв.м, ни площадью 821 кв.м.) в порядке, установленном для официального опубликования, не было размещено, следовательно, процедура предоставления земельного участка  не выполнена.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, установив факт нарушения администрацией г.Ульяновска предусмотренной законом процедуры вынесения постановления о предварительном согласовании Кирпичеву В.Ю. предоставления земельного участка  (в отсутствие публикации извещения о предоставлении указанного земельного участка),   посчитал  возможным   предоставления земельного участка без проведения торгов при наличии неотмененного и неоспоренного  решения компетентного органа о предварительном согласовании его предоставления.

Судебная коллегия не может согласиться с подобным выводом суда первой инстанции. 

В данном случае администрацией г.Ульяновска была нарушена предусмотренная законом процедура принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 03 июля 2015 года № 85-30 «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» с 01 января 2016 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время АГИЗО Ульяновской области). Изданное в нарушение закона постановление администрации г.Ульяновска не может являться основанием для возложения на АГИЗО Ульяновской области обязанности по заключению с Кирпичевым В.Ю. договора купли-продажи испрашиваемого им земельного участка без проведения торгов, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга граждан, которые могли изъявить желание о приобретении указанного земельного участка, что, в свою очередь, предполагает продажу земельного участка на торгах с установлением его рыночной стоимости. 

Доводы истца об отсутствии его вины в нарушении администрацией г.Ульяновска предусмотренной законом процедуры предоставления земельного участка правового значения для рассмотрения дела не имеют.

При этом судебная коллегия отмечает, что истец не лишен права на приобретение указанного земельного участка с соблюдением предусмотренной законом процедуры.

Учитывая, что в данном случае имеет место неверное применение норм материального  и процессуального законодательства, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований  Кирпичева В.Ю.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июня 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кирпичева Валерия Юрьевича о признать за ним права на приобретение в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 821 кв.м, расположенного по адресу: ***, и возложении на Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанности по заключению с Кирпичевым Валерием Юрьевичем договора купли-продажи указанного  земельного участка отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: