Судебный акт
Об устранении нарушений пожарной безопасности
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77552, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                               Дело № 33а-4951/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 3 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать ГУЗ «Старокулаткинская РБ» устранить нарушения пожарной безопасности,  а именно выполнить следующие действия:

произвести отделку покрытия стен и полов коридоров (путей эвакуации) по всему объекту несгораемыми материалами;

оборудовать пожарные краны сертифицированными пожарными шкафами из негорючих материалов;

обеспечить устранение изменений объемно-планировочных решений, а именно произвести демонтаж перегородки, обшитой пластиковыми панелями, ограждающую поликлинику и пункт приема крови;

произвести отделку стен и тамбура эвакуационного выхода из корпуса поликлиники с применением негорючих материалов.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению  нарушений пожарной безопасности в ГУЗ «Старокулаткинская РБ».

В удовлетворении исковых требований прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области к Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по устранению  нарушений пожарной безопасности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора      Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Старокулаткинская РБ», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой Старокулаткинского района проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в ГУЗ «Старокулаткинская РБ выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.

Непринятие должностными лицами учреждения здравоохранения мер к устранению выявленных нарушений создает реальную угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в районной больнице, в том числе несовершеннолетних граждан и лиц с ограниченными возможностями, что является нарушением гарантированных Конституцией РФ прав граждан.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение. Указывает, что судом решен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с уставом ГУЗ «Старокулаткинская РБ» полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Таким образом, собственником имущества ГУЗ «Старокулаткинская РБ» является Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и, соответственно, субсидиарную ответственность по обязательствам больницы должно нести Агентство. Судом необоснованно не привлечено к участию в деле Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Старокулаткинского района Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене принятого по делу решения.

Судом установлено, что 13.07.2018 прокуратурой Старокулаткинского района совместно с отделом по надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам ГУ МЧС России по Ульяновской области проведена проверка деятельности юридического лица ГУЗ «Старокулаткинская РБ», расположенного по адресу: Ульяновская область, р.п. Старая Кулатка, ул.Больничная, 21, в ходе которой установлены нарушения требований п.п. 33, 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», а именно: отделка покрытия стен и полов коридоров (путей эвакуации) по всему объекту произведена сгораемыми материалами; пожарные краны в полном объеме не оборудованы сертифицированными пожарными шкафами из негорючих материалов; отделка стен тамбура эвакуационного выхода из корпуса поликлиники выполнена с применением горючих материалов. В нарушение п. 6.25, п. 4.3 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» на первом этаже поликлиники проведено изменение объемно-планировочных решений, а именно установлена перегородка, обшитая пластиковыми панелями, ограждающими поликлинику и пункт приема крови.

Наличие указанных нарушений подтверждено представленными в дело доказательствами и ответчиками не оспаривается.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», обоснованно возложил на ГУЗ «Старокулаткинская РБ», а также на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Доводы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, правомерно отклонены судом первой инстанции.

Согласно Уставу ГУЗ «Старокулаткинская РБ» районная больница является бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества ГУЗ «Старокулаткинская РБ» является Ульяновская область.

Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. 

Полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Имущество учреждения, закрепленное за ним собственником имущества, является государственной собственностью Ульяновской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

Одним из источников финансовых ресурсов ГУЗ «Старокулаткинская РБ» являются средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий (п. 4.4.3 Устава).

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, основным источником финансирования деятельности районной больницы являются бюджетные средства.

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 1.4 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения (учреждения здравоохранения), государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство.

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п.2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).

Таким образом, средства из областного бюджета на содержание ГУЗ Старокулаткинская РБ» распределяет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, которое в силу предоставленных полномочий вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач, путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности в районной больнице.

Довод в апелляционной жалобе о том, что судом необоснованно к участию в деле не привлечено в качестве административного ответчика Агентство государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области, осуществляющее полномочия собственника имущества ГУЗ Старокулаткинская РБ», которое должно нести субсидиарную ответственность по обязательствам больницы, судебная коллегия считает несостоятельным.

Как указано выше, финансирование мероприятий по устранению в учреждении здравоохранения нарушений требований пожарной безопасности обеспечивает Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, как главный распорядитель бюджетных средств.

Непривлечение к участию в настоящем административном деле Агентства государственного имущества и земельных отношений по Ульяновской области не нарушает прав лиц, участвующих в деле, не опровергает установленных по делу обстоятельств и не служит основанием для отмены решения суда.

Принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 3 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: