Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 18.12.2018 под номером 77533, 2-я гражданская, об обязании огбеспечить медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                                     Дело № 33-5214/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Герасимовой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного  района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Кривова В*** К*** изделиями медицинского  назначения «***» в соответствии с рецептами от 07.07.2017г. серии *** № ***, от 04.12.2017г. серии *** № ***, от 19.02.2018г. серии *** № ***, «***» в соответствии с рецептом от  18.08.2017г. серии *** № ***, лекарственными средствами «***» *** в соответствии с рецептом от 31.07.2017г. серии *** № ***, «***» *** в соответствии с рецептом от 02.10.2017г. серии *** № ***, «***» *** в соответствии с рецептом от 31.10.2017г. серии *** № ***, «***» *** в соответствии с рецептом от  04.12.2017г. серии ***      № ***.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Кривова В.К., возражавшего против доводов жалобы,  пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Кривова  В.К., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, медицинскими изделиями.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Кривова В.К., который является  инвалидом, по вопросу лекарственного обеспечения, в ходе которой выявлено, что право Кривова  В.К. на бесплатное   обеспечение лекарственными  средствами  ответчиком нарушено.

Просил обязать ответчика бесплатно обеспечить Кривова  В.К.  изделиями медицинского  назначения «***» в соответствии с рецептами от 07.07.2017, от 04.12.2017, от 19.02.2018, «***» в соответствии с рецептом от  18.08.2017, лекарственными средствами «***»  *** в соответствии с рецептом от 31.07.2017, «***» *** в соответствии с рецептом   от  02.10.2017, «***» *** в соответствии с рецептом от 31.10.2017, «***» *** в соответствии с рецептом от  04.12.2017.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения  по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.  Также ссылается на государственный контракт заключенный Министерством 9.01.2018 с ООО «Г***» на поставку медицинских изделий.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Более того дополняет, что по требованию в части обеспечения по льготным рецептам 2017 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение данными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями истца в связи с завершением 2017 финансового года. Полагает, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кривов В.К., *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ Городская больница №3 у врача *** с диагнозом: ***, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета, ему назначено применение ряда лекарственных препаратов по льготным рецептам.

31 июля 2017 года  лечащим врачом пациенту были выписан рецепт на получение лекарственного средства ***;  2 октября 2017 года на получение препарата ***; 31 октября 2017 года на получение лекарственного препарата ***; 4 декабря 2017 года на ***.

7  июля, 4 декабря 2017 года, 19 февраля 2018 года истцу были выписаны рецепты на изделия медицинского назначения – ***; 18 августа 2017 года на *** (л.д.39-42).

Указанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения истец обеспечен не был.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года         № 1175н (далее - Порядок).

Истец в установленном порядке получил рецепты, по которым  в установленный срок не смог получить лекарственные препараты и медицинские изделия.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Кривова В.К. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения подлежит защите и восстановлению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14\275-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кривов В.К. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских изделий и лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Кривова В.К. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Кривова В.К. лекарственными препаратами  и медицинскими изделиями в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 сентября 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: