Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 20.11.2018, опубликован на сайте 11.12.2018 под номером 77529, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                            Дело № 33-5107/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              20 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Прокофьеву Валентину Константиновну: лекарственным средством *** в количестве четырёх упаковок по выписанным рецептам от 17.08.2017, 15.09.2017, 17.10.2017, 17.11.2017; медицинским изделием *** по выписанным рецептам от 17.08.2017, 15.12.2017; медицинским изделием *** в количестве трёх упаковок по выписанным рецептам от 15.12.2017, 16.01.2018, 16.02.2018.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Прокофьевой В.К. обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области об обеспечении лекарственными  препаратами. 

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения прав Прокофьевой В.К. на льготное лекарственное обеспечение, которой было установлено, что по медицинским показаниям Прокофьевой В.К. необходимо применение определенного ряда лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, она должна была быть обеспечена ответчиком лекарственным средством *** в количестве четырёх упаковок по выписанным рецептам от 17.08.2017, 15.09.2017, 17.10.2017, 17.11.2017; медицинским изделием *** по выписанным рецептам от 17.08.2017, 15.12.2017; медицинским изделием *** в количестве трёх упаковок по выписанным рецептам от 15.12.2017, 16.01.2018, 16.02.2018, до настоящего времени Прокофьева В.К. по указанным рецептам не обеспечена, что негативно влияет на ее здоровье и самочувствие.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Прокофьеву В.К. указанными в исковом заявлении лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения, обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница №3», врачи  ГУЗ «Городская больница №3» Быкина Н.К., Фролова М.В., Герт А.Н., Киселёва Н.П. 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что необеспечение истицы спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам, указанным в исковом заявлении и выписанным в 2017 году, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истице спорное лекарство и медицинские изделия.

Кроме того считает, что медицинские показания истицы могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Дополняет, что Министерство не может тратить целевые денежные средства для закупки данных лекарственных препаратов и медицинских изделий впрок.   

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокофьева В.К., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская больница № 3» с диагнозом: ***, *** и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

В связи с имеющимся заболеванием Прокофьева В.К. нуждается в приеме лекарственного препарата *** и обеспечения медицинскими изделиями: ***, ***.

17 августа, 15 сентября, 17 октября, 17 ноября 2017 года истице были выписаны льготные рецепты  на получение лекарственного препарата *** в количестве четырёх упаковок.

17 августа, 15 декабря 2017 года выписаны рецепты на медицинские изделия – ***.

15 декабря 2017 года, 16 января, 16 февраля 2018 года выписаны рецепты на медицинские изделия *** в количестве трех упаковок (л.д.11-14).

Лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения по названным выше рецептам истица обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Прокофьевой В.К. лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимым лекарственным препаратом и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении ее прав  на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственный препарат *** включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Прокофьевой В.К. бесплатно на период лечения лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истицы в тех или иных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Прокофьеву В.К. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями  по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Прокофьева В.К.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Прокофьеву В.К. лекарственным препаратом и медицинскими изделиями  по причине окончания 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: