Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77505, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                       Дело № 33-5095/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Герасимовой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области   обеспечить Федорову Ларису Владимировну лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 12.08.2017; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 05.09.2017, 13.10.2017; медицинским изделием -*** по выписанным рецептам от 12.08.2017, 05.09.2017, 15.12.2017; медицинским изделием - *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 23.01.2018.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах Федоровой Л.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области (далее – Министерство) об обеспечении лекарственными  препаратами. В обоснование иска указал, что Федорова Л.В. по медицинским показаниям нуждается в приеме лекарственных препаратов, а также в изделиях медицинского назначения. Однако истец не обеспечивается необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по льготным рецептам. Просил обязать Министерство обеспечить Федорову Л.В. лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 12.08.2017; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 05.09.2017, 13.10.2017; медицинскими изделиями: *** по выписанным рецептам от 12.08.2017, 05.09.2017, 15.12.2017; *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 23.01.2018; обратить решение суда к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская больница № 3» , врачей  «Городская больница № 3» Тощеву Н.А., Токареву О.А., Фролову М.В., Афанасьеву А.Ю., Трофимову Л.Н., и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные лекарственные препараты и медицинские изделия по соответствующим государственным контрактам. Настаивает на том, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Кроме того, считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по рецептам 2017 года по причине завершения 2017 финансового года.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Федорова Л.В. является инвалидом *** группы, имеет диагноз: ***.

В связи с имеющимися заболеваниями Федорова Л.В. нуждается в приеме лекарственных препаратов: ***; а также в применении медицинских изделий: ***.

Лечащим врачом Федоровой Л.В. были выписаны рецепты на лекарственные препараты: *** - 12.08.2017; *** – 05.09.2017 т 13.10.2017; медицинские изделия: *** – 12.08.2017, 05.09.2017, 15.12.2017; *** – 23.01.2018.

Названными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по указанным выше рецептам Федорова Л.В. обеспечена не была, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Федоровой Л.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорные лекарственные препараты включены в соответствующий Перечень лекарственных препаратов на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № 2323-р, а также содержались в аналогичном Перечне, действовавшем в 2017 году.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Федоровой Л.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится Федорова Л.В.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Федоровой Л.В. в спорных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Федорову Л.В. лекарственными препаратами по рецептам 2017 года в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи