Судебный акт
Отказ в выдаче разрешения на строительство
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77477, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Зарипов Р.Р.                                                             Дело № 33а-4919/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Борисовой Валентины Михайловны, Борисова Владимира Сергеевича к администрации города Ульяновска – удовлетворить частично.

Признать запись в пункте 7 раздела «Архитектурно-планировочные требования» градостроительного плана земельного участка от 24.04.2017 года № RU 73304000-468 не соответствующей решению Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 года №90.

Признать незаконным отказ Администрации города Ульяновска в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома от 19.04.2018 года № 4669-4-2018.

Возложить на Администрацию Города Ульяновска обязанность повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома по адресу ***.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Борисовых В.М. и В.С., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Борисова В.М. и Борисов В.С. обратились в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконной записи в градостроительном плане земельного участка, отказе в выдаче разрешения на строительство.

 

В обоснование административных исковых требований указали, что  являются собственниками жилого дома и земельного участка по адресу: ***. 29.03.2018 обратились к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома по адресу: ***.

19.04.2018 в выдаче разрешения им было отказано. Причиной отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома явилось отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В отказе было указано на то, что ими не были учтены сведения, изложенные в пункте 7 Градостроительного плана земельного участка, а именно: в соответствии с п. 3.1 статьи 21.1 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 с изменениями, минимальная площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилого дома должна составлять, 300 кв.м. По этой причине им было предложено пройти процедуру публичных слушаний.

Истцы считают, что пояснения к градостроительному плану земельного участка, не основаны на законе. Так, в пункте 7 раздела «Архитектурно-планировочные требования» градостроительного плана принадлежащего им земельного участка указано, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 21.1 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской городской думы от 13.10.2004 года № 90 с изменениями (далее по тексту - Правила), минимальная площадь земельного участка для строительства индивидуального жилого дома должна составлять 300 кв.м. В связи с тем, что реконструкция и строительство жилого дома на земельном участке площадью 216.0 кв.м, будет противоречить Правилам, необходимо пройти процедуру публичных слушаний».

По мнению истцов, данное указание в градостроительном плане земельного участка является незаконным, поскольку земельный участок находится в зоне Ц3 – «Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения». Одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в указанной зоне являются – индивидуальные жилые дома. Редакция Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, действовавшая на момент выдачи градостроительного плана (24.04.2017), не предусматривала предельного (минимального и (или) максимального) размера земельного участка.  Изменения в Правила были внесены только 21.06.2017.  Таким образом, градостроительный план земельного участка  в части указания минимальной площади земельного участка в размере 300 кв.м, является незаконным.

Следовательно, незаконным является и отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома со ссылкой на данное положение градостроительного плана.

В связи с этим истцы просили признать незаконной запись в пункте 7 раздела «Архитектурно-планировочные требования» градостроительного плана земельного участка от 24.04.2017 № RU 73304000-468, как не соответствующей решению Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90. Также просили признать незаконным отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома, оформленного письмом от 19.04.2018 № 4669-4-2018, обязать Администрацию Города Ульяновска выдать разрешение на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома по адресу *** в течение срока установленного п. 11 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении требований истцов. Указывает, что при проектировании объекта капитального строительства застройщиком должны быть учтены требования и ограничения, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны – Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск». Спорный земельный участок расположен в зоне Ц3 – зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. Градостроительным регламентом для данной зоны установлено, что минимальная площадь земельного участка составляет 300 кв.м. Данная информация была указана в градостроительном плане земельного участка от 24.04.2017 № RU 73304000-468.

02.04.2018 в администрацию города Ульяновска поступило заявление административных истцов о выдаче разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома под индивидуальный жилой дом, о строительстве индивидуального жилого дома. При рассмотрении данного заявления было выявлено несоответствие представленных документов. Градостроительный план отменен или оспорен в установленном порядке не был. При таких обстоятельствах администрация города Ульяновска была не вправе выдать разрешение на реконструкцию дома.

Кроме этого, апелляционная жалоба не содержит нормативного обоснования заявленных требований, не указано какие нормы законодательства были нарушены.

Административными истцами был пропущен срок для обжалования градостроительного плана земельного участка.

В возражениях на апелляционную жалобу Борисовы В.М. и В.С. просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явился представитель администрации г.Ульяновска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Борисовы В.М. В.С. являются собственниками по ½ доле каждый земельного участка общей площадью 216 кв. м по адресу: ***,  категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.

29.03.2018 Борисовы В.М. и B.C. обратились в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома по адресу г. Ульяновск, пер. Суворова д.№10, представив среди прочих документов градостроительный план земельного участка от 24.04.2017.

19.04.2018  истцам было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома со ссылкой на отсутствие разрешения на отклонение от предельных параметром разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Указано на то, что не учтены сведения, изложенные в п. 7 Градостроительного плана земельного участка от 24.04.2017 № RU73304000-468, а именно: в соответствии с пунктом 3.1 статьи 21.1 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской думы от 13.10.2004 № 90 с изменениями, минимальная площадь земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, составляет 300 кв.м.  В связи с тем, что реконструкция жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 216 кв.м будет противоречить законодательству, необходимо пройти процедуру публичных слушаний.  

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что сведения, изложенные в п. 7 Градостроительного плана земельного участка, противоречат редакции Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, в редакции, действовавшей на момент выдачи градостроительного плана, соответственно, отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома под индивидуальный жилой дом и строительство индивидуального жилого дома по адресу г. Ульяновск, ***  является незаконным.

Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Согласно ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В пункте 3 указанной статьи перечислена информация, которая должна содержаться в градостроительном плане земельного участка. В частности, в градостроительном плане земельного участка должны содержаться сведения  о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

Согласно п. 10 ст. 57.3 ГрК РФ информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.

Документом градостроительного зонирования муниципального образования «город Ульяновск» являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90.

Земельный участок истцов находится в территориальной зоне Ц3.

На момент выдачи градостроительного плана принадлежащего истцам земельного участка по адресу: ***, действовала редакция Правил № 7 от 02.09.2015, согласно которой зона Ц3 - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. Одним из основных видов разрешенного использования земельного участка в указанной зоне является – индивидуальные жилые дома. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны Ц3 не устанавливаются. Таким образом, указание в разделе 7 «Архитектурно-планировочные требования» градостроительного плана на необходимость прохождения процедуры публичных слушаний, поскольку в соответствии Правилами минимальная площадь земельного участка для строительства индивидуального жилого дома составляет 300 кв.м, и реконструкция и строительство на земельном участке площадью 216 кв.м будет противоречить Правилам, является незаконным.

Изменения в Правила землепользования и застройки г.Ульяновска, которыми была установлена минимальная площадь земельного участка для зоны Ц3 - 300 кв.м, были внесены в Правила Решением Ульяновской Городской Думы от 21.06.2017 № 79. 

Таким образом, градостроительный план земельного участка выдан в нарушение положений действующего законодательства.

Процедура выдачи разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 указанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом 9 ст. 51 ГрК  РФ предусмотрен перечень документов, предоставляемых для принятия решения о     выдаче разрешения на строительство. Среди них -  градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство в силу  ч. 13 ст. 51 ГрК РФ является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, и реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Учитывая, что выданный истцам градостроительный план земельного участка содержал не предусмотренные законом сведения о минимальном размере земельного участка, отказ в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на указанные сведения,  также обоснованно признан судом незаконным. При этом суд на основании ст. 227 КАС РФ правомерно возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность устранить допущенные нарушения прав истцов путем возложения на администрацию г.Ульяновска обязанности рассмотреть их обращение повторно без учета сведений градостроительного плана земельного участка, указанных в разделе 7 «Архитектурно-планировочные требования» и признанных судом недействительными.

Предусмотренный ст. 219 КАС РФ 3х-месячный срок на обращение в суд с требованием о признании незаконными сведений в градостроительном плане земельного участка истцами не пропущен, поскольку  о нарушении своих прав они узнали, получив отказ администрации г.Ульяновска в выдаче разрешения на строительство от 19.04.2018.  Обращение в суд имело место 06.07.2018.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: