Судебный акт
Нарушение противопожарных требований
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 14.12.2018 под номером 77450, 2-я гражданская, об установлении установить основную и эвакуационную двери в жилом корпусе №3 в соответствии с требованиями , установленными пп.35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 О противопожарном режиме, о запрете осуществлять сброс сточных вод на рельеф местности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лукьянова О.В.                                                        Дело № 33а-4953/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

Административные исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» и Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности установить основную и эвакуационную двери в жилом корпусе № *** в соответствии с требованиями, установленными п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» и о запрете осуществлять сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности, удовлетворить частично.

Обязать Областное государственное автономное учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» установить основную и эвакуационную двери в жилом корпусе № ***, расположенном по адресу: ***, в соответствии с требованиями, установленными п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Запретить Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» осуществлять сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Административные исковые требования Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» в доход бюджета Муниципального образования «Базарносызганский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) рублей.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному автономному учреждению социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле» (далее - ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле») о возложении обязанности устранить нарушения противопожарных требований и запретить  осуществлять сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Административный иск мотивирован тем, что Инзенской межрайонной прокуратурой Ульяновской области проведена проверка соблюдения норм пожарной и экологической безопасности организациями с круглосуточным пребыванием граждан.

В ходе проверки, проведенной 29.03.2018 совместно с ОНД МЧС и ПР, было установлено, что в жилом корпусе № *** решётчатые двери на основном и запасном эвакуационных выходах из жилого корпуса с целью недопущения побега находящихся в интернате лиц, закрыты на навесной замок, открывающийся ключом, находящимся у санитара. В результате возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей на пути эвакуации из жилого корпуса № *** отсутствует.

Кроме того, проведенная проверка вскрыла факты грубого нарушения норм природоохранного законодательства.

В ходе эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на территории ОГАУСО «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле», образуются сточные воды, которые сбрасываются непосредственно на рельеф местности, расположенный за пределами территории социального учреждения. Разрешение на сброс сточных вод социальным учреждением в установленном законом порядке не получено, экспертиза сбрасываемых в окружающую среду сточных вод не проводилась. Вместе с тем с учетом положений санитарного законодательства организации должны иметь сооружения для предотвращения или устранения существующего загрязнения поверхностных вод, в том числе, путем их обеззараживания. Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды. Несоблюдение установленных норм может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекций, паразитных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования.

В связи с этим прокурор просил возложить  на ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле» обязанность установить основную и эвакуационную двери в жилом корпусе № *** в соответствии с требованиями, установленными п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», и запретить осуществлять сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Судом к участию в деле, в качестве административного ответчика привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле» не соглашается с решением суда, просит о его отмене.

Указывает на то, что в силу специфики учреждения исполнить решение суда в части установки основной и эвакуационной двери в жилом корпусе №*** в соответствии с противопожарными требованиями, позволяющими  свободное открывание дверей изнутри без ключа, не представляется возможным, поскольку там находятся социально-дезадаптированные инвалиды с грубыми психическими нарушениями и тяжелым типом лечения. В корпусе №*** организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Дежурный постоянно имеет при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. После проведения проверки, количество персонала было увеличено. Действующим законодательством установлено, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключей, за исключением случаев, предусмотренных законом. ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле» руководствуется Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь из которого следует, что все наружные двери отделений, а также двери всех кабинетов и между секциями отделений оборудуются замками вагонного типа. Для хранения ключей должно быть отведено отдельное место, недоступное для больных.

При принятии решения судом не было учтено, что лица, находящиеся в третьем корпусе, в силу психических нарушений, при обустройстве эвакуационных выходов путем установки автоматического устройства на дверях, не смогут провести быструю эвакуацию без помощи медицинского персонала.

При строительстве имущественного комплекса было устроено локальное очистное сооружение, которое до настоящего времени используется для очистки сточных вод перед их сбросом. В ходе рассмотрениях дела суду не было представлено доказательств того, что сбрасываемые сточные воды, а также очистное сооружение не соответствуют установленным нормативам.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ                  «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. 

Статьей 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц.

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Из п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» следует, что запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 36 указанных Правил, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что проведенной 29.03.2018 межрайонной прокуратурой совместно с государственным инспектором ОНД МЧС и ПР проверкой в деятельности ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле», расположенного по адресу:  ***, установлено, что в жилом корпусе № *** решётчатые двери на основном и запасном эвакуационных выходах из жилого корпуса с целью недопущения побега находящихся в интернате лиц, закрыты на навесной замок, открывающийся находящимся у санитара ключом. В результате этого возможность свободного открывания изнутри без ключа дверей на пути эвакуации из жилого корпуса № *** отсутствует.

Постановлением государственного инспектора Базарносызганского и Инзенского районов Ульяновской области по пожарному надзору № 20 от 27.04.2018, директор ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле» Герасимова С.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде предупреждения за нарушение п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, в жилом корпусе № ***. Данное постановление в установленном законом порядке обжаловано не было и вступило в законную силу.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле» обязанность по установке  дверей на основном и запасном эвакуационных выходах из жилого корпуса в соответствии с противопожарными требованиями. При этом ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее поле» не относится к иным предусмотренным п. 35 Правил противопожарного режима в РФ объектам, на которые данный пункт не распространяется.

При этом допрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве специалиста государственный инспектор по пожарному надзору Базарносызганского и Инзенского районов Ульяновской области  Кузнецов А.Г. пояснил, что оборудование дверей эвакуационных выходов замками, обеспечивающими их открывание изнутри без ключа возможно двумя способами: путем установки автоматического устройства на дверях, которое будет открывать двери при срабатывании автоматической пожарной сигнализации, а в остальное время двери будут закрыты, либо путем установки специального запора, открывающегося изнутри без ключа, с обязательным наймом специального работника, который будет в круглосуточном режиме обеспечивать открывание данного устройства.

Учитывая вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы о предпринятых администрацией интерната мерах по устранению нарушений противопожарных требований в виде увеличения количества обеспеченного ключами от эвакуационных дверей персонала, не могут быть приняты во внимание.

Также обоснованно удовлетворены судом требования прокурора о запрете  интернату осуществлять сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; а под транспортировкой воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Частью 1 ст. 17 Федерального закона РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 предусмотрено, что по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона.

Из ст. 26 Федерального закона РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов. Организация, осуществляющая водоотведение, разрабатывает план снижения сбросов и утверждает такой план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при эксплуатации зданий и сооружений, находящихся на территории *** образуются сточные воды, которые сбрасываются непосредственно на рельеф местности, расположенный за пределами территории социального учреждения. Разрешение на сброс сточных вод социальным учреждением в установленном законом порядке не получено, экспертиза сбрасываемых в окружающую среду сточных вод не проводилась. 

Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области № 027/3777 от 28.06.2018, из которого следует, что ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее Поле» не выдавалось разрешение (иные документы) на сброс сточных вод на рельеф местности, а также письмом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  № 73-ИОГВ-07-01/3862 от 28.06.2018, из которого следует, что у них находятся на рассмотрении заявление и пакет документов от ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее Поле» от 19.06.2018 для оформления разрешения о представлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств того, что сбрасываемые сточные воды, а также очистное сооружение не соответствуют установленным нормативам, не может быть принят во внимание.

Как было указано выше,  в соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, даже на выброс и сброс вредных веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов, требуется получение разрешения компетентного органа. В данном случае у интерната такое разрешение отсутствует.

Также в ходе рассмотрения дела ОГАУСО «ПНИ в п. Дальнее Поле» не предоставил доказательств, подтверждающих факт заключения договора с соответствующей организацией, осуществляющей водоотведение, в нарушение ст. 17 Федерального закона РФ № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» либо документов, подтверждающих наличие очистных сооружений в учреждении и исправность их работы, исключающую сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 11 июля 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного автономного учреждения социального обслуживания «Психоневрологический интернат в п. Дальнее Поле»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: