Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 30.11.2018, опубликован на сайте 03.12.2018 под номером 77436, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-89/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

30 ноября 2018 года                                                                                   город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агродом» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

ООО «Агродом»  обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными участками истец владеет на праве собственности.

Кадастровая стоимость участков определена: участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 марта 2011 г. в размере 10 817 755 руб. 56 коп., участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. в размере 26 350 549 руб. 01 коп.          

Согласно отчетам об определении рыночной стоимости объектов недвижимости ООО «ЭКСО ТПП-Ульяновск» от 29 марта 2018 г. рыночная стоимость участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 марта 2011 г. составляла 5 108 397 руб., участка с кадастровым номером *** по состоянию на        1 января 2011 г. – 12 731 824 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает права собственника земельных участков, так как влечет увеличение налоговых платежей.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости: участка с кадастровым номером *** - 4 000 000 руб., участка с кадастровым номером *** - 8 650 000 руб. Также просил восстановить срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца Макаричев Д.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил определить кадастровую стоимость участков равной их рыночной стоимости, указанной в заключении эксперта ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, прав и интересов административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указывает, что право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков не оспаривает.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, пересмотр кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного истца, которое Правительством не оспаривается.

Представитель администрации города Новоульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений по иску не представил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что земельные участки с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***,  с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, на праве собственности принадлежат                ООО «Агродом», право собственности за административным истцом зарегистрировано 26 февраля 2018 г.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, следует, что на основании постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января    2011 г. определена в размере 26 350 549 руб. 01 коп.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, его кадастровая стоимость на основании акта от 7 марта 2012 г. № 400 по состоянию на 28 марта 2011 г. определена в 10 817 755 руб. 56 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 29 февраля 2012 г., участка с кадастровым номером *** – 7 марта 2012 г., следовательно, пятилетний срок истек 28 февраля 2017 г. и 7 марта 2017 г. соответственно. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области 4 апреля  2018 г., то есть с пропуском срока, поэтому такое заявление Комиссией не было принято к рассмотрению.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Право собственности на земельные участки возникло у административного истца после истечения пятилетнего срока.

Учитывая разницу рыночной стоимости участков и их кадастровой стоимости, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № 537/03-4, № 538/03-4 от 12 ноября 2018 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 января 2011 г. составляла 8 650 000 руб., участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 марта 2011 г. – 4 000 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости земельных участков, экспертное учреждение ходатайствовало о возмещении расходов по производству экспертизы в размере 11 440 руб.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость земельных участков, установленная судом по результатам судебной экспертизы, значительно ниже их кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 г., расходы по производству судебной экспертизы подлежат возмещению.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом деле таковым органом является Правительство Ульяновской области, принявшее 18 января 2012 г. постановление № 21-П
«Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», поэтому судебные издержки подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Агродом» о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 марта 2011 г. –  4 000 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на             1 января 2011 г. –  8 650 000 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 4 апреля 2018 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Федерального бюджетного учреждения Ульяновской лаборатории судебной экспертизы расходы по производству экспертизы в размере 11 440 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина