Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 27.11.2018, опубликован на сайте 04.12.2018 под номером 77403, 2-я гражданская, об обеспечении медицинским изделием, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                 Дело № 33-5111/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       27 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Герасимовой  М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Гришина Владимира Владимировича: медицинским изделием  - *** по выписанным рецептам от 3 июля 2017 года, 31 июля               2017 года, 30 ноября 2017 года; лекарственным средством *** в количестве шести упаковок по выписанным рецептам от 31 августа                  2017 года, 4 октября 2017 года; лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 2 ноября 2017 года; лекарственным средством *** в количестве двух упаковок по выписанным рецептам от 2 ноября 2017 года, 27 декабря 2017 года; лекарственным средством *** одной упаковкой по выписанному рецепту от                   30 ноября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд в интересах Гришина В.В. с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Железнодорожного района                         г. Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства о лекарственном обеспечении. Установлено, что Гришин В.В., *** года рождения, являясь инвалидом, наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом:  ***. В связи  с указанными заболеваниями он нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Лечащим врачом ему были выписаны льготные рецепты: от 3 июля 2017 года, 31 июля 2017 года, 30 ноября          2017 года  на получение медицинских изделий - ***; от 31 августа 2017 года, 4 октября 2017 года на получение лекарственного препарата ***; от 2 ноября              2017 года на получение лекарственного препарата ***;                   от 2 ноября 2017 года, 27 декабря 2017 года на получение лекарственного препарата ***; от 30 ноября 2017 года на получение лекарственного препарата ***. Однако до настоящего времени медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по указанным рецептам Гришин В.В. не обеспечен, что негативно влияет на его здоровье.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Гришина В.В. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по выписанным рецептам:  от 3 июля 2017 года, 31 июля 2017 года, 30 ноября 2017 года  на получение медицинских изделий - ***;                 от 31 августа 2017 года, 4 октября 2017 года на получение лекарственного препарата ***; от 2 ноября 2017 года на получение лекарственного препарата ***; от 2 ноября 2017 года,                        27 декабря 2017 года на получение лекарственного препарата ***; от 30 ноября 2017 года на получение лекарственного препарата ***. Обратить решение к немедленному исполнению.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены                    Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ Городская больница № 3, Гердт А.Н., Порфирьев П.А., Денисова Н.В., Быкина Н.К.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия  - ***, а также  лекарственные препараты согласно соответствующим государственным контрактам. Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению Гришина В.В. медицинскими изделиями и  лекарственными препаратами.

Исполнителем по заключенным государственным контрактам является               АО «УльяновскФармация». Полагает, что необеспечение Гришина В.В. вышеуказанными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенных с Министерством контрактов.

Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Таким образом, обеспечение медицинскими изделиями  и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения недостающего пациенту количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в соответствии с рекомендациями. 

Обеспечение медицинским изделием  или лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за 2017 год по причине завершения 2017 финансового года.

Отмечает что, медицинские показания могут измениться и Гришин В.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года                    № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря                   2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» *** включен в перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности             и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В указанный перечень включено заболевание «***», при котором все лекарственные средства, медицинские изделия, в том числе инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и медицинских изделий по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Установлено, что Гришин В.В., *** года рождения, являясь инвалидом, наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом:  ***.

В связи с назначениями лечащего врача истец нуждается в обеспечении медицинскими изделиями - ***, а также лекарственными препаратами: ***.

Лечащим врачом истцу были выписаны  следующие льготные рецепты: серии 731715 № 17680 от 3 июля 2017 года, серии 731715 № 20767 от 31 июля 2017 года, серии 731715 № 33555 от 30 ноября 2017 года  - на получение медицинских изделий - ***; серии 731715 № 24043 от 31 августа 2017 года, серии 731715 № 27483               от 4 октября 2017 года - на получение лекарственного препарата ***; серии 731715 № 30605 от 2 ноября 2017 года - на получение лекарственного препарата ***; серии 731715 № 30604 от 2 ноября 2017 года, серии 731715 № 36480 от  27 декабря 2017 года - на получение лекарственного препарата ***; серии 731715 № 33558 от 30 ноября              2017 года - на получение лекарственного препарата ***.

Однако указанными в рецептах медицинскими изделиями и лекарственными препаратами истец обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Гришина В.В. медицинскими изделиями и лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями и лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Гришина В.В. бесплатно на период лечения медицинскими изделиями и лекарственными препаратами лежит на Министерстве.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов, медицинских изделий может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить            Гришина В.В. медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по выписанным лечащим врачом рецептам.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Гришин В.В.

Нуждаемость истца в ***, а также в лекарственных препаратах: ***, ***, ***, *** подтверждается выданными ему врачом рецептами.

Довод ответчика о том, что Министерством заключены соответствующие государственные контракты на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контрактов не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение медицинских изделий  и лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Указание в жалобе на то, что сроки действия рецептов истекли, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских изделий и лекарственных препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа                2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: