Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 20.11.2018, опубликован на сайте 12.12.2018 под номером 77396, 2-я гражданская, об обеспечении лекарсвтенным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                           Дело № 33-5109/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               20 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 августа 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Серебряковой Александры Викторовны - удовлетворить.

Обязать Государственной учреждение здравоохранения «Городская больница №3» выписать Серебряковой Александре Викторовне рецепт на приобретение лекарственного препарата «***» 4 мг в соответствии с назначением врачей.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Серебрякову Александру Викторовну медицинским препаратом «***» 4 мг в соответствии с назначениями врачей.

Решение суда подлежит немедленному исполнению на основании ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителей ГУЗ «Городская больница № 3» Никонорова С.А., Козыревой О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Серебряковой А.В. – Бобринской О.С., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Серебрякова А.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Городская больница № 3» о возложении обязанности выписать рецепт на обеспечение лекарственным препаратом, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом в соответствии с назначением врачей.

Иск мотивирован тем, что она является инвалидом *** группы, в феврале 2013 года ей выставлен диагноз: ***. В соответствии с консультативным заключением Российского национального исследовательского медицинского университета Н.И. Пирогова, а также согласно протоколу Врачебной комиссии от 14 мая 2018 года № 91/816 принято решение о проведении терапии лекарственным препаратом «***» по жизненным показаниям с учетом того, что у нее наблюдается двойная резистентность к принимаемым ранее препаратам. До настоящего времени данным лекарственным препаратом она не обеспечена.

Просила обязать ГУЗ «Городская больница №3» выписать ей рецепт на получение лекарственного препарата «***» в соответствии с назначением врачей, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить ее данным лекарственным препаратом в соответствии с назначениями врачей.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено – ГУЗ «Городская больница №3», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - АО «УльяновскФармация», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что закупка лекарственного препарата «***» за счёт средств федерального бюджета Ульяновской области невозможна, поскольку он не входит в перечень льготных лекарственных препаратов, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 №2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2018 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом, исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Истица, представители Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Серебрякова А.В. является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Городская больница №3» с диагнозом: ***. Указанный диагноз установлен Серебряковой А.В. в феврале 2012 года.

Согласно консультативному заключению от 17.04.2018 года ФГБОУВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» (кафедра ***) Серебряковой А.В. с учетом двойной резистентности к *** и *** показана смена терапии на препараты нового поколения - схема *** или ***. Циклы повторяются на каждый 29 день. Профилактика тромботических осложнений ***.

Согласно протоколу Врачебной комиссии от 14 мая 2018 года № 91/816 принято решение о проведении Серебряковой А.В. терапии лекарственным препаратом «***» по жизненным показаниям с учетом того, что у нее наблюдается двойная резистентность к принимаемым ранее препаратам.

Заключением Врачебной комиссии ФГБУН «Кировский научно- исследовательский институт гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства» от 03.08.2018 Серебряковой А.В. рекомендовано: учитывая прогрессирование заболевания на фоне рефлектерности к схемам терапии, содержащим *** и ***, показана терапия с включение *** по жизненным показаниям. Схема: ***, цикл 28 дней до прогрессии или непереносимости.

На основании протокола врачебной комиссии от 30.07.2018 года № 153/1461 Серебряковой А.В. назначен препарат «***» 4 мг по схеме, согласно рекомендации врачей.

При обращении Серебряковой А.В. в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области с просьбой о бесплатном выделении препарата «***» ей было отказано.

Истица Серебрякова А.В. лекарственным препаратом «***», в котором она нуждается по медицинским показаниям, не обеспечивается.

Полагая, что ответчиками нарушено ее право на льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, она обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе злокачественные новообразования (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) С 00-С-97).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2885-р был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, в число которых препарат «***» не включен.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403.

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III Федеральной программы указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при таких заболеваниях, как новообразования.

В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 № 1458н утвержден стандарт специализированной медицинской помощи при резистентном и рецидивирующем течении множественной миеломы и других злокачественных плазмоклеточных новообразований.

Лекарственный препарат «***» в названный стандарт не включен, что в силу прямого указания ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.

Часть 2 статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Материалами дела подтверждено, что истцу по жизненным показаниям заключением врачебной комиссии от 30.07.2018 № 153/1461 рекомендован прием лекарственного препарата *** 4 мг по схеме *** или *** согласно рекомендации МЗ РФ ФГБОУ «РНИМУ имени Н.И.Пирогова».

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Серебряковой А.В. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения данным препаратом, однако ГУЗ «Городская больница №3» и Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области уклонились от решения вопроса об оформлении Серебряковой А.В. бесплатного рецепта для обеспечения ее требуемым лекарственным препаратом и обеспечения этим препаратом.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленного в суде апелляционной инстанции ходатайства ГУЗ «Городская больница №3» об изменении его процессуального положения на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ссылка в жалобе на то, что лекарственный препарат «***» отсутствует в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённом Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку нуждаемость истицы в лекарственном препарате установлена заключением врачебной комиссии, рекомендациями лечащего врача.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: