Судебный акт
Об обязании выдать жилищный сертификат
Документ от 20.11.2018, опубликован на сайте 12.12.2018 под номером 77394, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить социальную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                                Дело № 33-4980/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               20 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июля 2018 года, с учётом определения того же суда от 11 сентября 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах Лукиной Натальи Алексеевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата не законным, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 27.03.2018 года в предоставлении Лукиной Наталье Алексеевне социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на предоставление которой удостоверяется жилищным сертификатом.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области предоставить Лукиной Наталье Алексеевне социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на предоставление которой удостоверяется жилищным сертификатом.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя истицы и третьего лица Лукиной М.В., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах Лукиной Н.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата не законным, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование исковых требований указали, что прокуратурой района проведена проверка по поручению прокурора Ульяновской области в связи с обращением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации К*** А.В. в интересах Лукиной Н.А. о нарушении жилищных прав ее семьи, которой установлено, что Лукина Н.А. является вынужденным переселенцем из Республики У*** и с 10.12.2002 в составе семьи из 3 человек (она и две ее дочери – Лукина (Коробцова) А.В., Лукина М.В.)признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в соответствующий сводный список, в том числе на 2018 год. Вместе с тем, в настоящее время заявительница вместе с детьми зарегистрирована в индивидуальном жилом доме №*** по *** в г. У***, общей площадью 55,6 кв.м. Собственником данного дома является К*** Е.С. Однако в данном жилом помещении Лукина Н.А. и ее дети не проживают, а более пяти лет проживают в р.п. И*** по ул. К***, д.*** кв.***. При этом дочери заявительницы - Коробцовой А.В. на праве общей долевой собственности с 04.08.2017 принадлежит ½ доля (34,45 кв.м.) квартиры № *** в доме № *** по ул. П*** в р.п. И***, обшей площадью 68,9 кв.м. Учитывая, что у члена семьи Лукиной Н.А. имеется жилое помещение на праве собственности, уполномоченным органом в предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета 27.03.2018 отказано. Проверка законности принятого решения показала, что оно является необоснованным, поскольку в указанную квартиру семья заявительницы не вселялась и там не проживает, в связи с чем, фактически жильем они не обеспечены.

Просил суд признать отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 27.03.2018 в предоставлении Лукиной Н.А. социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на приобретение которой удостоверяется жилищным сертификатом незаконным; возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области предоставить Лукиной Н.А. социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на приобретение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Коробцова А.В., Лукина М.В.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции не правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку не учёл, что Лукина Н.А. не предприняла мер по предоставлению необходимых документов, подтверждающих нуждаемость её и членов её семьи в улучшении жилищных условий граждан, в жилищный отдел Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Считает, что Лукина Н.А. и её дети при длительном проживании в р.п. И*** по ул. К***, *** обязаны были уведомить Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска о снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и встать на учёт по месту жительства в МО «Ульяновский район».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения.

Истица, представитель ответчика и третьего лица, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Ленинского района г. Ульяновска №1454 от 20.12.2002 утверждено решение жилищной комиссии от 10.12.2002, которым Лукина Н.А., являющаяся вынужденным переселенцем из У***, проживающая в общежитии по адресу: г. У*** ул. Р. Л***, д.*** ком.***, являющаяся вынужденным переселенцем, на основании ее заявления от 05.11.2002 решением жилищной комиссии от 10.12.2002 была включена в список вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилищных условий с составом семьи 4 человека, очередь № ***.

Согласно справки формы №8 от 02.03.2018 Лукина Н.А., а также ее дочери – Лукина М.В., Лукина (Коробцова) А.В.зарегистрированы по адресу: г. У*** ***, д. ***, собственником данного жилого помещения является К*** Е.С.

Судом установлено, что истица, а также ее дочери не проживают по месту регистрации, длительное время проживают по адресу: У*** район р.п. И***, ул. К***, д.*** кв.***, собственником данного жилого помещения является И*** А.Р., которая родственником истицы и членов ее семьи не является.

По сведениям Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в ноябре 2017 года ими было направлено письмо в адрес жилищного отдела с просьбой осуществить до 01.12.2017 проверку нуждаемости в улучшении жилищных условий граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами в настоящее время и направить в адрес ответчика учетные дела на данных лиц. Бланки сертификатов в количестве 12 штук поступили в Ульяновскую область 06.02.2018 и должны были быть выданы гражданам до 20 числа последнего месяца квартала, в котором поступили сертификаты, то есть 20.03.2018. Однако в выдаче сертификата Лукиной Н.А. было отказано, поскольку установлено, что в собственности Лукиной (Коробцовой) А.В. – дочери истицы имеется ½ доля жилого помещения общей площадью 68,9 кв.м., расположенного по адресу: У*** область р.п. И***, ул. П***, д.*** кв.***, что соответствует 34,45 кв.м.

Полагая данный отказ незаконным, прокурор, действуя в интересах Лукиной Н.А., обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Лукина Н.А. относится к числу нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку учетной нормой площади жилого помещения (12 кв.м) с учетом каждого члена их семьи (3 человека) она не обеспечена, в связи с чем признал незаконным отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 27.03.2018 в предоставлении Лукиной Н.А. социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на предоставление которой удостоверяется жилищным сертификатом.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

По смыслу статьи 6 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 7 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности и в соответствии с п.39 Положения в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

В соответствии с п. 1 указанного выше Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с п.п. «ж» п. 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Подпунктом «б» п. 17 Правил установлено, что применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина-участника подпрограммы, указанного в п.п. «ж» пункта 5 настоящих Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, а также несовершеннолетние дети, независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

Проанализировав указанные нормы права и обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Лукина Н.А. необоснованно исключена из списка граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Ульяновской области на 2018 год, поскольку истица имеет статус вынужденного переселенца, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения на территории Российской Федерации.

При этом вопреки доводам жалобы о необходимости постановки истицы на учёт по месту жительства в МО «Ульяновский район», районный суд с учетом положений ч. 1 ст. 56 ЖК РФ признал данный довод не имеющим правового значения, поскольку регистрация Лукиной Н.А. не изменилась.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика по существу сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ЖК РФ, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда первой инстанции.

Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июля 2018 года, с учётом определения того же суда от 11 сентября 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: