Судебный акт
Ликвидация свалки
Документ от 13.11.2018, опубликован на сайте 04.12.2018 под номером 77236, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку и произвести рекульитвацию загрязненной территории, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья  Гаврилова Е.И.                                                                 Дело № 33а-4785/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      13 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Зуевой Н.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14 августа 2018 года, которым постановлено

 

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в ***.

В остальной части исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство  сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Барышский район», в котором указало, что согласно Актам рейдового задания от 02.08.2017 г., от 25.09.2017 г., от 07.06.2018 г. в г. Барыш, по ***  напротив дома *** обнаружена свалка бытовых отходов на открытом грунте (бытовые отходы, мусор, строительные отходы, отработанные шины, срезки веток кустарника, картонные коробки, старые доски, битое стекло, старый утеплитель, старая мебель, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы и др.) площадью около 300 кв.м. с объемом более 100 куб.м.  07.08.2017 г. Министерство в адрес администрации направило письмо о принятии мер по ликвидации свалки.  30.08.2017 г. в адрес Министерства поступил ответ, в котором администрация гарантировала ликвидировать свалку до 15.09.2017 г.  Свалка в указанный срок не была ликвидирована, в связи с чем Министерство повторно направило письмо о принятии мер по ликвидации свалки. До настоящего времени обязательства по ликвидации свалки администрацией не исполнены. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Барышский район», выразившееся в не принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по вышеуказанному адресу, и  возложить на администрацию МО «Барышский район» обязанность ликвидировать данную несанкционированную свалку и произвести рекультивацию загрязненной территории.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.

Указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов относится к полномочиям субъектов РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Перераспределение полномочий между органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления, в том числе финансирование переданных полномочий, законами Ульяновской области не предусмотрено. 

Администрация МО «Барышский район», исполняя требования федерального законодательства по участию в организации сбора, хранения, транспортировке ТБО, полностью выполнила свои обязательства: организовала процесс сбора и вывоза ТБО с территории поселений,  разработала соответствующие нормативные правовые акты, подготовила инвестиционную площадку с целью строительства предприятия глубокой автоматической сортировки ТБО с межмуниципальным полигоном.

Указывает на то, что при рассмотрении дела судом не принята во внимание позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлениях от 26 апреля 2016 № 13-П и от 13 октября 2015 г. № 26-П.

Судом не учтено, что факт исполнения  администрацией «МО Барышский район» своих обязанностей в области обращения с отходами подтвержден постановлением Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 года № 80-АД15-2.

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не имеет полномочий на обращение с иском к ненадлежащему ответчику.

Рейдовое мероприятие не является основанием для применения санкции (позиция Верховного Суда РФ от 16 мая 2016 года № 303-КН16-5382), поскольку предписание об устранении выявленных в ходе государственного экологического надзора нарушений может быть выдано только по результатам проверки, проведенной в рамках Федерального закона № 294-ФЗ. Вместе с тем проверка администрации в определенном вышеуказанным законом порядке не назначалась.

Указывает на то, что данная свалка включена в Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области, ликвидация которых должна быть организована исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.

Также указывает на то, что дом по ул. *** является частным. В связи с этим вывоз и утилизация отходов должна обеспечиваться собственниками домовладения. Судом не запрошена информация о правообладателе земельного участка.

Кроме того, автор жалобы считает, что спор подлежит рассмотрению Арбитражным судом Ульяновской области.

В судебное заседание участники процесса не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. 

В соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В данном случае при рассмотрении дела судом первой инстанции допущены вышеуказанные нарушения законодательства.

Возлагая на администрацию МО «Барышский район» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, суд первой инстанции сослался на положения п.2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Аналогичные положения содержаться в п. 14 ч. 1 ст. 15  Федерального закона Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем судом не принято во внимание, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Статьей 24.6. указанного Федерального закона определено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Во исполнение положений ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»  Приказом Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области. В разделе 6 указанного Приказа определены места сбора и накопления отходов на территории ульяновской области.  В приложении 9 содержится Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области.  Кроме того в п. 6 Приказа указано, что ответственные лица за ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков, перечисленных в приложении 9, не выявлены. Определено, что ликвидация несанкционированных свалок будет осуществлена путем проведения конкурсной процедуры в течение 2018 - 2020 годов. При этом свалка на земельном участке 73:22:010202 (земли поселения) площадью 270 кв.м, расположенная в 350м от ул. Аптечная в р.п. Барыш, включена в Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области (приложение 9).

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было установлено, определен ли органом государственной власти Ульяновской области, в полномочия которого входит организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, региональный оператор по обслуживанию территории г. Барыш, входит ли в его обязанности указанного регионального оператора ликвидация спорной несанкционированной свалки, если нет, то проведена ли компетентным органом государственной власти Ульяновской области, в полномочия которого входит  организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области,  конкурсная процедура по определению претендента на проведение мероприятий по ликвидации указанной несанкционированной свалки.

При этом судебная коллегия отмечает, что до 01.09.2018 организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области входила в полномочия Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. В настоящее время указанные полномочия переданы Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области.

При новом рассмотрении дела суду следует установить все вышеперечисленные обстоятельства, привлечь к участию в деле регионального оператора по обслуживанию г. Барыш и принять решение с учетом собранных по делу доказательств.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 14 августа 2018 года отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председательствующий

 

Судьи: