Судебный акт
Устранения нарушений пожарных правил
Документ от 20.11.2018, опубликован на сайте 12.12.2018 под номером 77217, 2-я гражданская, об устранении нарушений пожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Ханбекова Н.М.                                                          Дело № 33а-4955/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  20 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Курановой Ю.С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц   удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Павловская  районная больница имени заслуженного врача А.И.Марьина», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  устранить нарушения правил пожарной безопасности:

в здании Государственного учреждения здравоохранения «Павловская  районная больница имени заслуженного врача А.И.Марьина», расположенного по адресу: ***,

- отделку стен на первом этаже в сторону детского отделения, регистратуры, отделения скорой помощи на путях эвакуации выполнить с применением негорючих материалов;

- пожарные краны оборудовать пожарными шкафами из негорючих материалов;

- отделку стен на путях эвакуации по лестничным клеткам со второго этажа по направлению на первый этаж (бухгалтерия, регистратура) выполнить из несгораемых материалов;

- в отделении терапии изменить направление открывания двери эвакуационного входа по направлению движения;

- продублировать сигнал возникновения пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующий этот сигнал организации;

здания фельдшерско-акушерских пунктов в селах Камаевка, Ивановка, Холстовка,  Алексеевка, Старый Пичеур, Старое Чирково, Татарский Шмалак, Мордовский Шмалак,  Баклуши, Евлейка, Шалкино, Илюшкино, Кадышовка, Гремучий, Шиковка, Андреевка,  Шаховское Павловского района Ульяновской области оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований административному истцу отказать. 

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора     Данилова Е.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Павловского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела (л.д.111) в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России                 А.И. Марьина» и Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Павловского района совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности Государственного учреждения здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина», в ходе которой выявлены нарушения пожарной безопасности в деятельности ГУЗ «Павловская РБ».

Так, в здании ГУЗ «Павловская РБ», расположенного по адресу: ***, установлены следующие нарушения закона:

- отделка стен на первом этаже в сторону детского отделения, регистратуры, отделения скорой помощи на путях эвакуации выполнена с применением горючих материалов - (пластиковые панели), в нарушение п.33 Постановления Правительства РФ №390 от  25.04.2012  п.6.25 СНиП 21-01-97,

-  пожарные краны не оборудованы пожарными шкафами из негорючих материалов, в нарушение п.57 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390;

-  на объекте допускается отделка стен на путях эвакуации по лестничным клеткам со второго этажа по направлению на первый этаж (бухгалтерия, регистратура) сгораемыми материалами (масляная краска),

- на объекте отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации (лестничные клетки), в нарушение п.43 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390,

- над эвакуационным выходом в отделении терапии световой указатель «Выход» находится в неисправном состоянии,

- в отделении терапии допущено изменение направления открывания двери эвакуационного входа (дверь эвакуационного выхода открывается вовнутрь, а не наружу по направлению), в нарушение п.36 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п.4.2.6 Свода правил № 1.13130.2009,

- автоматическая пожарная сигнализация до настоящего времени находится в неисправном состоянии, в нарушение п.п. 61,63 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390,

-  в нарушение требований Технического регламента №123 «О требованиях пожарной безопасности» ст.83 ч.7, в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. (больницы) должен дублироваться сигнал возникновения пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующий этот сигнал организации (находится в неисправном состоянии, отсутствует договор на обслуживание).

Кроме того, грубые нарушения закона, выявлены также и в фельдшерско-акушерских пунктах ГУЗ «Павловская РБ».

Так, выявлены следующие нарушения:

-  вопреки требованиям норм пожарной безопасности (НПБ) №110-03 табл.1, п.9 здания ФАП с. Камаевка, ФАП с. Ивановка, ФАП с. Холстовка, ФАП с. Алексеевка, ФАП с.Старый Пичеур, ФАП с. Старое Чирково, ФАП с.Татарский Шмалак, ФАП с. Мордовский Шмалак, ФАП с. Баклуши, ФАП с.Евлейка, ФАП с. Шалкино, ФАП с. Илюшкино, ФАП с.Кадышовка, ФАП с.Гремучий, ФАП с. Шиковка, ФАП с. Андреевка, ФАП с. Шаховское не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;

-  в нарушение требований Норм пожарной безопасности (НПБ) №104-03 табл.2 п. 11 помещения ФАП с. Камаевка,; ФАП с. Ивановка, ФАП с.Холстовка, ФАП с. Алексеевка, ФАП с. Старый Пичеур, ФАП с. Старое Чирково, ФАП с.Татарский Шмалак, ФАЙ с.Мордовский Шмалак, ФАП с. Баклуши, ФАП с.Евлейка, ФАП с. Шалкино, ФАП с. Илюшкино, ФАП с. Кадышовка, ФАП с.Гремучий, ФАП с. Шиковка, ФАП с. Андреевка, ФАП с. Шаховское не оборудованы системой оповещения людей о пожаре.

Непринятие ответчиками мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью находящихся в учреждении здравоохранения лиц, в случае возникновения пожара может повлечь за собой последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.

В связи с  этим прокурор просил суд обязать Государственное учреждение здравоохранения «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» и Министерство здравоохранений Ульяновской области устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В здании ГУЗ «Павловская РБ», расположенного по адресу: ***, устранить следующие нарушения правил пожарной безопасности:

- отделку стен на первом этаже в сторону детского отделения, регистратуры, отделения скорой помощи на путях эвакуации выполнить с применением негорючих материалов,

-  пожарные краны оборудовать пожарными шкафами из негорючих материалов,

-  отделку стен на путях эвакуации по лестничным клеткам со второго этажа по направлению на первый этаж (бухгалтерия, регистратура) выполнить из несгораемых материалов,

- оборудовать здание знаками пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации (лестничные клетки),

- над эвакуационным выходом в отделении терапии световой указатель «Выход» привести в исправное состояние,

-  в отделении терапии изменить направление открывания двери эвакуационного входа по направлению движения,

-  привести автоматическую пожарную сигнализацию в исправное состояние,

- продублировать сигнал возникновения пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующий этот сигнал организации.

Здания ФАП с. Камаевка, ФАП с. Ивановка, ФАП с. Холстовка, ФАП с.Алексеевка, ФАП с. Старый Пичеур, ФАП с. Старое Чирково, ФАП с.Татарский Шмалак, ФАП с. Мордовский Шмалак, ФАП с. Баклуши, ФАП с.Евлейка, ФАП с. Шалкино, ФАП с.Илюшкино, ФАП с. Кадышовка, ФАП с.Гремучий, ФАП с. Шиковка, ФАП с.Андреевка, ФАП с. Шаховское оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.

Суд привлек к участию в деле в качестве  соответчика Министерство финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования,  суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда. В обоснование жалобы указывает на то, что ГУЗ «Павловская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, обязана эффективно использовать имущество, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы. В соответствии с уставом ГУЗ «Павловская РБ» полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Министерство является органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области. Бюджет является дефицитным. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить возложенные на него функции.  Таким образом, на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не может быть возложена обязанность устранить нарушения правил пожарной безопасности.

В судебное заседание участники процесса, за исключением прокурора, не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что проведенной прокуратурой Павловского района Ульяновской области  совместно с сотрудниками отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому, Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области ГУ МЧС России проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ГУЗ «Павловская РБ» выявлены нарушения  требований закона о пожарной безопасности в зданиях ГУЗ «Павловская РБ».

В здании ГУЗ «Павловская РБ», расположенного по адресу: ***: отделка стен на первом этаже в сторону детского отделения, регистратуры, отделения скорой помощи на путях эвакуации выполнена с применением горючих материалов - (пластиковые панели), -  пожарные краны не оборудованы пожарными шкафами из негорючих материалов, -  на объекте допускается отделка стен на путях эвакуации по лестничным клеткам со второго этажа по направлению на первый этаж (бухгалтерия, регистратура) сгораемыми материалами (масляная краска), - на объекте отсутствуют знаки пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации (лестничные клетки),  - над эвакуационным выходом в отделении терапии световой указатель «Выход» находится в неисправном состоянии, - в отделении терапии допущено изменение направления открывания двери эвакуационного входа (дверь эвакуационного выхода открывается вовнутрь, а не наружу по направлению),  - автоматическая пожарная сигнализация до настоящего времени находится в неисправном состоянии,  -  в нарушение требований Технического регламента №123 «О требованиях пожарной безопасности» ст.83 ч.7, в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. (больницы) должен дублироваться сигнал возникновения пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта или транслирующий этот сигнал организации (находится в неисправном состоянии, отсутствует договор на обслуживание).

Здания ФАП с. Камаевка, ФАП с. Ивановка, ФАП с. Холстовка, ФАП с. Алексеевка, ФАП с.Старый Пичеур, ФАП с. Старое Чирково, ФАП с. Татарский Шмалак, ФАП с. Мордовский Шмалак, ФАП с. Баклуши, ФАП с. Евлейка, ФАП с. Шалкино, ФАП с. Илюшкино, ФАП с.Кадышовка, ФАП с. Гремучий, ФАП с.Шиковка, ФАП с. Андреевка, ФАП с. Шаховское не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; помещения ФАП с. Камаевка,; ФАП с. Ивановка, ФАП с. Холстовка, ФАП с. Алексеевка, ФАП с. Старый Пичеур, ФАП с. Старое Чирково, ФАП с. Татарский Шмалак, ФАЙ с.Мордовский Шмалак, ФАП с. Баклуши, ФАП с. Евлейка, ФАП с. Шалкино, ФАП с.Илюшкино, ФАП с. Кадышовка, ФАП с. Гремучий, ФАП с. Шиковка, ФАП с.Андреевка, ФАП с. Шаховское не оборудованы системой оповещения людей о пожаре.

Наличие вышеуказанных нарушений требований правил пожарной безопасности представителем административного ответчика ГУЗ «Павловская РБ» не оспаривалось.

На момент рассмотрения дела были  устранены следующие нарушения в здании ГУЗ «Павловская РБ», расположенного по адресу: ***:  здание оборудовано знаками пожарной безопасности, обозначающими пути эвакуации (лестничные клетки), над эвакуационным выходом в отделении терапии световой указатель «Выход» приведен в исправное состояние, автоматическая пожарная сигнализация приведена в исправное состояние. Проведены мероприятия по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обоснованно возложил на ГУЗ «Павловская РБ», а также на Министерство обязанность по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Доводы Министерства о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Согласно Уставу ГУЗ «Павловская РБ» является бюджетным учреждением.

Учредителем и собственником имущества ГУЗ «Павловская РБ» является Ульяновская область.

Полномочия и функции собственника имущества учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. 

Имущество учреждение, закрепленное за ним собственником имущества, является государственной собственностью Ульяновской области и принадлежит  учреждению на праве управления.

Одним из источников финансовых ресурсов ГУЗ «Павловская РБ» являются средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых  программ и выполнение государственных заданий (п. 4.4.3 Устава).

Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, основным источником финансирования деятельности ГУЗ «Павловская РБ» являются бюджетные средства.

Постановление Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Согласно п. 1.1, 1,4, 2.2.17 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальный орган, а также через медицинские организации государственной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения), государственные организации социального обслуживания, государственные организации социальной защиты населения и государственные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство (далее - учреждения социальной сферы).

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области: утверждает в установленном порядке государственные задания для учреждений здравоохранения и социальной сферы; формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Таким образом, именно через Министерство выделяются денежные средства из областного бюджета на содержание ГУЗ «Павловская РБ», именно Министерство вправе запрашивать из областного бюджета денежные средства на выполнение возложенных на медицинские учреждения задач, путем подготовки предложений по составлению областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. При этом в полномочия Министерства по исполнению настоящего судебного решения входит именно финансирование проведения указанных работ.

Решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       

 

Судьи: