Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 13.11.2018, опубликован на сайте 21.11.2018 под номером 77104, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                   Дело № 33-4900/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               13 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах   Мазура Владимира Лукича   -  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить  Мазура Владимира Лукича, *** года рождения,  лекарственными  препаратами:  «***» по рецепту  от 27.02.2018 года серии *** №***;  «***» по рецептам   от  27.02.2018 года серии *** №*** и от 20.04.2018 года серии *** №***.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор   Ленинского  района г.Ульяновска, действуя в интересах Мазура В.Л.,   обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Мазура В.Л.,  *** года рождения,   о нарушении его  прав на предоставление льготного обеспечения  лекарственными средствами, которой установлено, что он состоит в региональном регистре лиц, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, является инвалидом *** группы и по медицинским показаниям ему  необходимо употребление определенного  ряда лекарственных препаратов, в частности: «***», на который   истцу лечащим врачом выписан  рецепт  от 27.02.2018 года серии *** №***. Кроме  того, истцу  выписаны льготные рецепты  от  27.02.2018 года серии *** №*** и от 20.04.2018 года серии *** №*** на лекарственный препарат  «***». Согласно информации ОАО «УльяновскФармация» по данным рецептам Мазур В.Л. указанными лекарственными средствами до настоящего времени не обеспечен.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить  Мазура В.Л., *** года рождения по вышеуказанным рецептам лекарственными препаратами.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Территориальный орган  Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***» и «***» согласно соответствующим государственным контрактам.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение истца лекарственным препаратом «***»  Министерством осуществляется.

Считает, что необеспечение истца лекарственными препаратами «***» по рецепту от 27.02.2018 и «***» по рецептам от 27.02.2018 и 20.04.2018, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Более того считает нецелесообразным прописывать в исковых требованиях наименование и количество лекарственного препарата.

В возражениях на жалобу Прокурор Ленинского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мазур В.Л., *** года рождения, является инвалидом *** группы и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

27 февраля 2018 года Мазуру В.Л. был выписан рецепт серии *** №*** на получение  лекарственного  препарата  «***», 27 февраля 2018 года серии *** №*** и 20 апреля 2018 года серии *** №*** на получение лекарственного препарата «***».

Указанными лекарственными препаратами по названным выше рецептам истец обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Мазура В.Л. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем право на бесплатное получение лекарственных средств имеют инвалиды первой группы.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н (далее - Порядок).

Истец в установленном порядке получил рецепты, по которым  в установленный срок не смог получить лекарственные препараты.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Мазура В.Л. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными  лекарствами  на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П (ред. от 30.01.2017) «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» установлено, что финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к  друг другу, тогда как истец не является стороной по договору.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Мазура В.Л. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Мазура В.Л. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 августа 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: