Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 13.11.2018, опубликован на сайте 21.11.2018 под номером 77100, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                                     Дело № 33-4869/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              13 ноября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 июля 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 13 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Карпова Валерия Николаевича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Карпова Валерия Николаевича, *** года рождения, лекарственным препаратом «***» по рецепту 29.03.2018 года сер. *** №***, а также  лекарственным препаратом «***» по рецептам от 29.03.2018 года сер. *** №***; сер. *** №*** от 21.02.2018 года; сер.*** №*** от 12.01.2018 года; сер. *** №*** от 06.12.2017 года; сер. *** №*** от 31.10.2017 года.

В удовлетворении исковых требований к  Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» в интересах Карпова В.Н., о понуждении к своевременному оформлению рецептов и обеспечению лекарственными препаратами.

 

Иск мотивирован тем, что прокуратурой выявлены нарушения закона о льготном лекарственном обеспечении, ущемляющие права Карпова В.Н., *** г.р., который является инвалидом *** группы, в связи с чем, имеет право на бесплатное получение всех лекарственных препаратов. 31.10.2017, 06.12.2017, 12.01.2018, 21.02.2018 и 29.03.2018 года лечащим врачом Карпову В.Н. выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов «***» капсулы с порошком для ингаляций 400 мкг+12 мк №120 и «***» по рецепту от 29.03.2018. При обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация», осуществляющий  льготный отпуск лекарственных препаратов на территории г.Димитровграда, в выдаче медицинского препарата было отказано по причине отсутствия их в наличии.

По уточненным требованиям просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Карпова В.Н.  лекарственными препаратами: «***» по рецепту 29.03.2018 года сер.*** №***, а также «***» по рецептам от 29.03.2018 года сер. *** №***; сер. *** №*** от 21.02.2018 года; сер.*** №*** от 12.01.2018 года; сер. *** №*** от 06.12.2017 года; сер. *** №*** от 31.10.2017 года.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложении обязанности на Министерство обеспечить Карпова В.Н. лекарственными препаратами по рецептам указанным в исковом заявлении, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты  «***» и «***» согласно соответствующим государственным контрактам.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. 

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Дополняет, что согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы дальнейшее обеспечение истца спорными лекарственными препаратами Министерством осуществляется.

Считает, что необеспечение истца лекарственными препаратами «***»  по рецептам от 31.10.2017, 06.12.2017, 29.03.2018 и «***» по рецепту от 29.03.2018, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Так же дополняет, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Более того дополняет, что по требованию в части обеспечения по льготным рецептам 2017 года Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение данными лекарственными препаратами Карпова В.Н. в связи с завершением 2017 финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Карпов В.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

29 марта 2018 года Карпову В.Н. был выписан рецепт сер. *** №*** на получение лекарственного препарата «***» (л.д.6).

29 марта 2018 года сер. *** №*** (л.д.7), 21 февраля 2018 года сер. *** №*** (л.д.8), 12 января 2018 года сер.*** №*** (л.д.9), 6 декабря 2017 года сер. *** №*** (л.д.10), 31 октября 2017 года  сер. *** №*** (л.д.11) на получение лекарственного  препарата «***».

Указанными лекарственными препаратами по названным выше рецептам истец обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Карпова В.Н. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение лекарственных средств имеют инвалиды второй группы.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента.

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года         № 1175н (далее - Порядок).

Истец в установленном порядке получил рецепты, по которым  в установленный срок не смог получить лекарственные препараты.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право Карпова В.Н. на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению данными  лекарствами  на Министерство здравоохранении, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П (ред. от 30.01.2017) «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» установлено, что финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. В связи с этим Министерство организует в пределах своих полномочий мониторинг в утверждаемом им порядке и контроль в соответствии с законодательством за назначением и обеспечением лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу. Таким образом, обязанность по обеспечению лекарственным препаратом в силу закона возложена на Министерство. То обстоятельство, что Министерство заключило государственный контракт по осуществлению данной услуги с АО «УльяновскФармация», не освобождает ответчика от обязанности по отношению к истцу. Поскольку контракт заключен между Министерством и АО «УльяновскФармация», в договоре определены права и обязанности сторон и ответственность сторон по отношению к  друг другу, тогда как истец не является стороной по договору.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Карпова В.Н. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Карпова В.Н. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 июля 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 13 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: