Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 13.11.2018 под номером 76961, 2-я гражданская, о зачете периодов работы в стаж для назначения пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                  Дело № 33-4716/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Андреевой Татьяны Петровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Андреевой Татьяны Петровны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) засчитать Андреевой Татьяне Петровне в специальный  стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении ГУЗ «Д***» с 3.09.2007г. по 25.09.2007г., с 18.09.2012г. по 16.10.2012г. и с 11.09.2017г. по 23.09.2017г.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г., пояснения Андреевой Т.П., ее представителя Азмуханова В.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Андреева Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 08.05.2018 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Решением от 25.05.2018 ответчик отказал в назначении досрочной страховой пенсии по старости, не включив отпуск по уходы за ребенком и курсы повышения квалификации.

Просила  включить в стаж дающий право на назначение льготной пенсии периоды работы с 14.01.1993 по 08.06.1995 – отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет (дата рождения 08.06.1992), с 03.09.2007 по 25.09.2007, с 18.09.2012 по 16.10.2012, с 11.09.2017 по 23.09.2017 – периоды учебы, назначить страховую пенсию досрочно с 08.05.2018.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ГУЗ «Областная детская инфекционная больница», ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Андреева Т.П. не соглашается с решением суда, просит его изменить, включить в специальный трудовой стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 01.04.1992 года по 08.06.1995 года.

В обоснование жалобы указывает, что приказ от 14.01.1993, на который ссылается суд в своём решении, противоречит иным юридически значимым обстоятельствам по делу, таким как свидетельство о рождении ребёнка, справка №23 от 16.07.2018. Так же в обоснование своей позиции ссылается на п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в соответствии с которым период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, имеющий место до 06.10.1992, подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.  

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого решения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года        № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года         № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066);

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список № 464);

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Как установлено судом первой инстанции, 8 мая  2018 года Андреева Т.П.,              *** года рождения, обратилась в ГУ - УПФ РФ в Ленинском  районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) от 25 мая 2018 года, оформленным протоколом №313, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Андреевой Т.П. не были включены следующие периоды: с 14.01.1993 по 08.06.1995 – отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (дата рождения ребенка 08.06.1992) в период работы в должности медицинской сестры ГУЗ «О***»; с 14.06.1995 по 26.06.1995 – в должности  старшей медицинской сестры в «Я***»; с 03.09.2007 по 25.09.2007, с 18.09.2012 по 16.10.2012, с 11.09.2017 по 23.09.2017 - учебные отпуска; 26.02.1997 - 28.02.1997, 17.09.2003 - 19.09.2003, 05.11.2004, 17.03.2006, с 02.03.2009  по 06.03.2009, с 30.06.2011 по  01.07.2011, 20.04.2012, 22.04.2016 – отпуска без сохранения заработной платы (л.д.21-24).

По решению пенсионного органа продолжительность специального стажа истицы в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30  Федерального закона от 28 декабря 2013 года  № 400-ФЗ составила 28 лет 3 месяца 10 дней.

Решением комиссии истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Как следует из материалов дела, Андреевой Т.П. не оспаривалось решение ответчика в части не включения в специальный стаж периода работы с 14.06.1995 по 26.06.1995 в должности старшей медсестры в «Я***» и периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы.

Разрешая спор по существу и  частично удовлетворяя заявленные требования  о включении в льготный стаж периоды работы в должности медицинской сестры по физиотерапии в физиотерапевтическом отделении ГУЗ «Д***» с 3.09.2007 по 25.09.2007, с 18.09.2012 по 16.10.2012, с 11.09.2017 по 23.09.2017 (нахождение на курсах повышения квалификации) суд первой инстанции исходил из того, что данные периоды подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку необходимость направления истца на курсы повышения квалификации обусловлена ее должностным положением, обучение является обязательным для медицинского работника и непосредственно вытекает из осуществляемой им лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Решение суда в данной части сторонами не оспаривается и не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

При разрешении требований в части включения в специальный стаж истицы периода работы в должности медицинской сестры ГУЗ «О***» с 14.01.1993 по 08.06.1995 – нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, суд первой инстанции не установил правовых оснований для удовлетворения требований в указанной части.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод апелляционной жалобы относительно необоснованного отказа во включении в специальный стаж истицы периода 14.01.1993 по 08.06.1995  (отпуск по уходу за ребенком) является несостоятельным в силу следующего.

Как следует из материалов дела, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3 лет истице был предоставлен на основании приказа №8 от 14.01.1993 (л.д.106-107), доказательств предоставления указанного отпуска в более ранний период материалы дела не содержат, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.

Более того, как следует из карточки-справки, составленной работодателем в отношении Андреевой Т.П. за декабрь 1992 года в графах оклад (ставка) и вредность имеются начисления денежных средств (л.д.133), что опровергает довод истицы о нахождении ее в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет был предоставлен Андреевой Т.П. с 14 января 1993 года, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный стаж, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о назначении страховой пенсии, в связи с отсутствием с учетом включенных судом периодов специального стажа для назначения страховой пенсии.

При таких обстоятельствах, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Андреевой Татьяны Петровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: