Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 09.11.2018 под номером 76941, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-4761/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 августа 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Тимофеевой Светланы Николаевны удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить Тимофеевой Светлане Николаевне в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в качестве медсестры в медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в качестве заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» и назначить Тимофеевой Светлане Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 21 апреля 2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Тимофеевой С.Н., ее представителя Чистовой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тимофеева С.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в трудовой стаж, назначению досрочной страховой пенсии.

Иск мотивирован тем, что 16.04.2018 она обратилась в государственное учреждение - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением УПФР РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе от 26.04.2018 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает данное решение незаконным, поскольку в её личной карточке Т-2 имеются указания о работе именно в структурном подразделении здравпункт, архивными справками подтверждается, что в лицевых счетах имеются сведения о её работе, заработной плате, а также подтверждается штатными расписаниями.

Просила суд обязать ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на получение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в качестве медсестры в медпункте, фельдшером в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в должности заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 апреля 2018 года.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального права. Поясняет, что работа в здравпунктах, в должностях, в которых работала истица, не даёт ей права для назначения досрочной страховой пенсии. Кроме того, считает ошибочным вывод суда о том, что ООО «Д***», отчитываясь перед Пенсионным Фондом за сотрудника, как за работающего с общими условиями труда, не может являться основанием для отказа в назначении пенсии, поскольку ООО «Д***» представило Перечень льготных профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию, в число которых должность Тимофеевой С.Н. не была включена.

В возражениях на апелляционную жалобу Тимофеева С.Н. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Тимофеева С.Н. работала с 01.02.1989 по 01.10.1989 в должности медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 - в должности фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 - в должности медсестры в медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 - в должности фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 - в должности заведующего здравпунктом - фельдшера в ООО «Д***».

Решением ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области(межрайонное) от 26.04.2018 Тимофеевой С.Н. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж пенсионным органом не были включены следующие периоды работы Тимофеевой С.Н.: с 01.02.1989 по 30.06.1997 в должности медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в должности медсестры, фельдшера в медпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в должности фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в должности заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что здравпункт являлся самостоятельным структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением. Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица указаны без признака «особые условия труда».

Продолжительность специального стажа Тимофеевой С.Н. на 16.04.2018 составила 12 лет 9 месяцев 10 дней.

Не согласившись с данным отказом, Тимофеева С.Н. обратилась в суд с иском о признании данного решения незаконным и признании за ней права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении требований Тимофеевой С.Н. о включении периодов ее работы в должности медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в здравпунктах Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***» в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и пришел к выводу о том, что работа Тимофеевой С.Н. в спорные периоды в здравпунктах вышеуказанных организаций в должностях медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера, входящих в перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежит включению в специальный медицинский стаж, указав, что здравпункты являлись структурными подразделениями указанных организаций. Суд с учетом включенных периодов специального стажа пенсионным органом и судом пришел к выводу о том, что общий специальный стаж Тимофеевой С.Н. на 21.04.2018 составляет 30 лет, в связи с чем обязал пенсионный орган назначить истице страховую пенсию по старости с 21.04.2018.

Судебная коллегия считает, что вывод суда о наличии оснований для включения в специальный стаж Тимофеевой С.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы в здравпунктах указанных организаций сделан с существенным нарушением норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Согласно Списку профессий и должностей от 06.09.1991 № 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии со Списком профессий и должностей от 06.09.1991 № 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 № 35) здравпункты Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***» не являлись структурно выделенными лечебно-профилактическими учреждениями и не входили в состав поликлиники или амбулатории, в связи с чем периоды работы Тимофеевой С.Н. в должностях медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в здравпунктах указанных организаций в спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истицы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Вывод суда о том, что в специальный стаж засчитывается работа в должности медсестры и фельдшера здравпунктов, не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29.10.2002 № 781, со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, является ошибочным.

В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 № 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), т.е. в данном пункте речь идет о фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.

Поскольку Тимофеева С.Н. работала в здравпунктах, которые не относятся к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а вышеуказанные организации не являются структурными подразделениями государственных или муниципальных организаций (воинских частей), положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к спорным отношениям не применимы.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Тимофеевой С.Н. о включении в специальный стаж периодов ее работы в должностях медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в здравпунктах Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***».

Поскольку стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения, составляет менее 30 лет, право на страховую пенсию по старости на момент обращения к ответчику у Тимофеевой С.Н. отсутствует, в удовлетворении требований истицы о назначении досрочной страховой пенсии следует отказать.

Так как неправильное применение судом норм материального права повлекло принятие по делу незаконного решения об удовлетворении требований истицы о включении в специальный стаж периодов работы и назначения пенсии, судебная коллегия полагает необходимым обжалуемое решение отменить и постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 августа 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Тимофеевой Светланы Николаевны об обязании государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в качестве медсестры в медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в качестве заведующего здравпунктом-фельдшера в ООО «Д***» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16 апреля 2018 года отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: