УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Андреева Н.А. Дело № 33-4761/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области
(межрайонное) на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области
от 14 августа 2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования Тимофеевой Светланы Николаевны
удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного
Фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное)
включить Тимофеевой Светлане Николаевне в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение страховой пенсии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30
Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях»
периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве медсестры по обслуживанию
профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 в качестве
фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 в качестве медсестры в
медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 в
качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 в качестве
заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО «Д***» и назначить Тимофеевой
Светлане Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 21 апреля 2018
года.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Тимофеевой
С.Н., ее представителя Чистовой Л.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Тимофеева С.Н. обратилась в суд с иском к государственному
учреждению - управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в
г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в
трудовой стаж, назначению досрочной страховой пенсии.
Иск мотивирован тем, что 16.04.2018 она обратилась в
государственное учреждение - управление Пенсионного Фонда Российской Федерации
в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении
досрочной трудовой пенсии по п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях». Решением УПФР РФ в г. Димитровграде и Мелекесском районе от
26.04.2018 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием
необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает
данное решение незаконным, поскольку в её личной карточке Т-2 имеются указания
о работе именно в структурном подразделении здравпункт, архивными справками
подтверждается, что в лицевых счетах имеются сведения о её работе, заработной
плате, а также подтверждается штатными расписаниями.
Просила суд обязать ответчика включить в стаж на
соответствующих видах работ, дающих право на получение досрочной страховой
пенсии по старости периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве
медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по
30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001
в качестве медсестры в медпункте, фельдшером в здравпункте ОАО «Д***», с
02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с
01.01.2011 по 31.03.2014 в должности заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО
«Д***» и обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 апреля
2018 года.
Рассмотрев
данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г.Димитровграде
Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых
требований в полном объёме.
В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении
решения были нарушены нормы материального права. Поясняет, что работа в
здравпунктах, в должностях, в которых работала истица, не даёт ей права для
назначения досрочной страховой пенсии. Кроме того, считает ошибочным вывод суда
о том, что ООО «Д***», отчитываясь перед Пенсионным Фондом за сотрудника, как
за работающего с общими условиями труда, не может являться основанием для
отказа в назначении пенсии, поскольку ООО «Д***» представило Перечень льготных
профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию, в число которых
должность Тимофеевой С.Н. не была включена.
В возражениях на апелляционную жалобу Тимофеева С.Н. просит
оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о
месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не
явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным
рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Тимофеева С.Н. работала с 01.02.1989
по 01.10.1989 в должности медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в
здравпункте Д***, с 02.10.1989 по 30.06.1997 - в должности фельдшера в
здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001 - в должности медсестры в
медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с 02.06.2001 по 17.01.2003 - в
должности фельдшера в здравпункте в Х***, с 01.01.2011 по 31.03.2014 - в
должности заведующего здравпунктом - фельдшера в ООО «Д***».
Решением ГУ - УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской
области(межрайонное) от 26.04.2018 Тимофеевой С.Н. было отказано в досрочном
назначении страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом
20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по
охране здоровья населения, из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих
видах работ.
В специальный стаж пенсионным органом не были включены
следующие периоды работы Тимофеевой С.Н.: с 01.02.1989 по 30.06.1997 в
должности медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с
04.07.1997 по 01.06.2001 в должности медсестры, фельдшера в медпункте ОАО «Д***»,
с 02.06.2001 по 17.01.2003 в должности фельдшера в здравпункте в Х***, с
01.01.2011 по 31.03.2014 в должности заведующего здравпунктом – фельдшера в ООО
«Д***» ввиду отсутствия документов, подтверждающих, что здравпункт являлся
самостоятельным структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением.
Кроме того, периоды работы после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица указаны без признака «особые условия труда».
Продолжительность специального стажа Тимофеевой С.Н. на
16.04.2018 составила 12 лет 9 месяцев 10 дней.
Не согласившись с данным отказом, Тимофеева С.Н. обратилась
в суд с иском о признании данного решения незаконным и признании за ней права
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Разрешая
спор и принимая решение об удовлетворении требований Тимофеевой С.Н. о
включении периодов ее работы в должности медсестры, фельдшера, заведующего
здравпунктом-фельдшера в здравпунктах Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***» в
специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Список профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная
и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №
464, разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановления Пленума Верховного
Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами
дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», и пришел к
выводу о том, что работа Тимофеевой С.Н. в спорные периоды в здравпунктах
вышеуказанных организаций в должностях медсестры, фельдшера, заведующего
здравпунктом-фельдшера, входящих в перечень должностей, работа в которых дает
право на досрочное назначение пенсии по старости, подлежит включению в
специальный медицинский стаж, указав, что здравпункты являлись структурными
подразделениями указанных организаций. Суд с учетом включенных периодов
специального стажа пенсионным органом и судом пришел к выводу о том, что общий
специальный стаж Тимофеевой С.Н. на 21.04.2018 составляет 30 лет, в связи с чем
обязал пенсионный орган назначить истице страховую пенсию по старости с
21.04.2018.
Судебная коллегия считает, что вывод суда о наличии
оснований для включения в специальный стаж Тимофеевой С.Н., дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов ее работы в
здравпунктах указанных организаций сделан с существенным нарушением норм
материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от
28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста
60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при
наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона определено,
что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается
страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с
применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного
закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление №
665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая
пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности),
дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано,
что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного
пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О
страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от
29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу,
дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по
охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров
РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного
постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов
соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Согласно Списку профессий и должностей от 06.09.1991 № 464
право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал
независимо от наименования должности лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии со Списком профессий и должностей от
06.09.1991 № 464, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение
3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации,
утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 № 35) здравпункты Д***,
ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***» не являлись структурно выделенными
лечебно-профилактическими учреждениями и не входили в состав поликлиники или
амбулатории, в связи с чем периоды работы Тимофеевой С.Н. в должностях
медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в здравпунктах
указанных организаций в спорные периоды не подлежат включению в специальный
стаж истицы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Вывод суда о том, что в специальный стаж засчитывается
работа в должности медсестры и фельдшера здравпунктов, не только относящихся к
учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями
организаций, не поименованных в Списке должностей и учреждений от 29.10.2002 №
781, со ссылкой на пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, является ошибочным.
В пункте 6 названных Правил, в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от 26.05.2009 № 449, предусмотрено, что в
стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном
данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных
частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках,
поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и
стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи
(военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе,
медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах,
санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах,
медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и
фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными
подразделениями организаций (воинских частей), т.е. в данном пункте речь идет о
фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями
организаций, относящихся к воинским частям.
Поскольку Тимофеева С.Н. работала в здравпунктах, которые не
относятся к категории фельдшерского здравпункта воинской части, а вышеуказанные
организации не являются структурными подразделениями государственных или
муниципальных организаций (воинских частей), положения пункта 6 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», к спорным отношениям не применимы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что у суда
первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых
требований Тимофеевой С.Н. о включении в специальный стаж периодов ее работы в
должностях медсестры, фельдшера, заведующего здравпунктом-фельдшера в
здравпунктах Д***, ОАО «Д***», Х*** и ООО «Д***».
Поскольку стаж работы, дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране
здоровья населения, составляет менее 30 лет, право на страховую пенсию по
старости на момент обращения к ответчику у Тимофеевой С.Н. отсутствует, в
удовлетворении требований истицы о назначении досрочной страховой пенсии
следует отказать.
Так как неправильное применение судом норм материального
права повлекло принятие по делу незаконного решения об удовлетворении
требований истицы о включении в специальный стаж периодов работы и назначения
пенсии, судебная коллегия полагает необходимым обжалуемое решение отменить и
постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении требований истца в
полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 августа 2018 года
отменить.
Принять
по делу новое решение.
В
удовлетворении исковых требований Тимофеевой Светланы Николаевны об обязании
государственного учреждения - управления Пенсионного Фонда Российской Федерации
в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) включить в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом
20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О
страховых пенсиях» периоды работы с 01.02.1989 по 01.10.1989 в качестве
медсестры по обслуживанию профилактория ПНМ в здравпункте Д***, с 02.10.1989 по
30.06.1997 в качестве фельдшера в здравпункте Д***, с 04.07.1997 по 01.06.2001
в качестве медсестры в медпункте, фельдшера в здравпункте ОАО «Д***», с
02.06.2001 по 17.01.2003 в качестве фельдшера в здравпункте в Х***, с
01.01.2011 по 31.03.2014 в качестве заведующего здравпунктом-фельдшера в ООО «Д***»
и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 16 апреля 2018 года
отказать.
Председательствующий
Судьи: