Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 19.11.2018 под номером 76909, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным и обязании ежемесячно выписывать бесплатные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Романова М.А.                                                  Дело № 33-4670/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Эльмендеева Сергея Владимировича, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 июня 2018 года, по которому постановлено:    

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Эльмендеева Сергея Владимировича,  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Эльмендеева Сергея Владимировича *** по льготным рецептам  от 26 июня 2017 года, 25 июля 2017 года, 19 декабря 2017 года,                       21 февраля 2018 года.   

Обязать  Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Эльмендеева Сергея Владимировича  *** по льготным  рецептам от 26 июня 2017 года, 25 июля 2017 года,              19 декабря 2017 года, 21 февраля 2018 года.     

В удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района                              города Ульяновска, действующего в интересах Эльмендеева Сергея Владимировича, к государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 4» о признании бездействия, выразившегося в не выписывании Эльмендееву Сергею  Владимировичу рецептов на *** и ***, возложении обязанности ежемесячно выписывать Эльмендееву Сергею Владимировичу бесплатные рецепты на ***  и *** согласно назначениям врачей – отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска, действующий в интересах Эльмендеева С.В.,  обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела  исковыми требованиями к Министерству здравоохранения семьи и               социального благополучия Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Городская поликлиника № 4» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ежемесячно выписывать бесплатные рецепты на медицинские изделия, бесплатно обеспечить медицинскими изделиями по выписанным рецептам.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района                              города Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении медицинскими изделиями. Проверкой установлено, что               Эльмендеев С.В. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: «***» с декабря 2015 года.  В связи с имеющимся заболеванием он нуждается в обеспечении ***, ***, ***. Однако, в период с 2016 года по настоящее время лечащий врач отказывает истцу в выписке льготных рецептов на медицинские изделия - *** и ***. Кроме того, бесплатные рецепты на ***, выписанные лечащим врачом  26 июня 2017 года, 25 июля 2017 года,                  19 декабря 2017 года, 21 февраля 2018 года не были обеспечены аптечным учреждением АО «УльяновскФармация» ввиду отсутствия в наличии.

Просил  суд признать незаконным бездействие  ГУЗ «Городская поликлиника № 4», выразившееся в невыписывании Эльмендееву С.В. с января 2017 года бесплатных рецептов на *** и ***;  обязать ГУЗ «Городская поликлиника № 4» ежемесячно выписывать Эльмендееву С.В. бесплатные рецепты на *** и *** согласно назначениям врачей; признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении                Эльмендеева С.В. *** по рецептам от 26 июня 2017 года,            25 июля 2017 года, 19 декабря 2017 года, 21 февраля 2018 года; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Эльмендеева С.В. *** по рецептам от 26 июня 2017 года, 25 июля 2017 года, 19 декабря 2017 года,                21 февраля 2018 года.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено                       АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Эльмендеев С.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований к ГУЗ «Городская поликлиника № 4» об обеспечении его медицинскими изделиями, выписки бесплатных рецептов, удовлетворить исковые требования в данной части.

Ссылается на нуждаемость в медицинских изделиях: *** и ***, ввиду отсутствия улучшения состояния здоровья.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда в части признания незаконным его бездействия  в необеспечении истца медицинскими изделиями и возложения на него  обязанности обеспечить истца медицинскими изделиями, принять в данной части новое решение.

Не оспаривает, что Эльмендеев С.В. имеет право на льготы по лекарственному обеспечению за счет средств федерального бюджета.

Министерством закупались *** согласно соответствующему государственному контракту. Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению истца  ***.

Исполнителем по заключенному государственному контракту является               АО «УльяновскФармация». Полагает, что необеспечение Эльмендеева С.В. *** возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия указных медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Таким образом, обеспечение медицинским изделием должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Обеспечение медицинским изделием по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Эльмендеев С.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными медицинскими изделиями по причине завершения 2017 финансового года. 

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года                    № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» *** включен в перечень социально значимых заболеваний.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В указанный перечень включено заболевание «***», при котором все лекарственные средства, медицинские изделия, в том числе ***, средства диагностики предоставляются бесплатно.

Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и медицинских изделий по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Установлено, что Эльмендеев С.В. наблюдается у врача-***               ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: «***» с декабря 2015 года.

В связи с назначениями врача-*** истец нуждается в обеспечении ***.

Лечащим врачом истцу были выписаны  льготные рецепты на получение ***: серии 731728 № 28543 от 26 июня 2017 года, серии 731728                 № 33168 от 25 июля 2017 года, серии 731728 № 60630 от 19 декабря 2017 года,                серии 731828 № 11019 от 21 февраля 2018 года.

Однако указанными в рецептах медицинскими изделиями истец  обеспечен не был.

21 февраля 2018 года лечащим врачом истцу был выписан рецепт на ***, по которому истец был обеспечен данными медицинскими изделиями.

Какие-либо иные рецепты на медицинские изделия (***) в связи с имеющимся заболеванием истцу лечащим врачом не выписывались.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Эльмендеева С.В.  медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь. При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Эльмендеева С.В.  бесплатно на период лечения медицинскими изделиями лежит на Министерстве.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Эльмендеева С.В. медицинскими изделиями по выписанным лечащим врачом рецептам.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Эльмендеев С.В.

Нуждаемость истца в *** подтверждается выданными ему врачом рецептами.

Довод жалобы относительно того, что сроки действия рецептов истекли, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских изделий, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Отказывая в удовлетворении исковых требований к ГУЗ «Городская поликлиника № 4» о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыписке истцу бесплатных рецептов на *** и ***, возложении обязанности выписывать истцу бесплатные рецепты на указанные медицинские изделия  согласно назначениям врачей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорном периоде истец был обеспечен медицинскими изделиями в количестве, определенном его лечащим врачом.  В отсутствие соответствующих назначений лечащего врача суд не вправе самостоятельно определять нуждаемость истца  в медицинских изделиях и объемах их применения.

Согласно с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

В соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п. 2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного при обращении гражданина в лечебно-профилактическое учреждение лечащим врачом, который определяет нуждаемость на текущий момент и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы Эльмендеева  С.В. о нуждаемости в медицинских изделиях  судебной коллегией отклоняются.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционных жалоб не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 7 июня                  2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Эльмендеева Сергея Владимировича, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: