УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бойкова О.Ф. Дело № 33-4806/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
30 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Рыбалко В.И., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Маркеловой Елены Михайловны на решение Засвияжского районного
суда г.Ульяновска от 13 июня 2018 года,
с учетом определения того же суда об исправлении описки от 17 сентября
2018 года, по которому постановлено:
в
удовлетворении исковых требований прокурору Засвияжского района города
Ульяновска в интересах Маркеловой Елены Михайловны к государственному
учреждению здравоохранения «Центральная клиническая медико-санитарная часть
имени заслуженного врача России В.А. Егорова», Министерству здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании бездействия
незаконным, возложении обязанности по выдаче бесплатных рецептов, компенсации
морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора
Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа в
иске к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности
обеспечить медицинскими изделиями по выданному рецепту, судебная коллегия
установила:
прокурор Засвияжского района города Ульяновска в
интересах Маркеловой Е.М.
обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения
«Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача
России В.А. Егорова» (далее – ГУЗ ЦК МСЧ), Министерству здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области о признании бездействия
незаконным, возложении обязанности по выдаче бесплатных рецептов, обеспечении
медицинскими изделиями по выданному рецепту, взыскании компенсации морального
вреда.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского
района
города Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства об
обеспечении медицинскими изделиями.
Проверкой установлено, что
Маркелова С.Э., являющаяся
инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ ЦК МСЧ с диагнозом: «***». В связи с имеющимся заболеванием она
нуждается в обеспечении ***. Однако, в феврале и марте 2018 года лечащий врач
отказал ей в выписке льготных рецептов на ***. В указанном периоде ей было необходимо 236 ***. Отказ был мотивирован тем,
что 20 февраля 2018 года ей
уже выписан рецепт на *** в количестве
650 штук. Однако указанный рецепт на *** был выписан во исполнении ранее
состоявшегося решения суда. Кроме того, бесплатный рецепт на *** в количестве 50 штук, выписанный лечащим
врачом 15 января 2018 года не был обеспечен аптечным учреждением АО «УльяновскФармация».
Просил суд признать незаконным бездействие ГУЗ ЦК МСЧ,
выразившееся в невыписывании Маркеловой
Е.М. бесплатных рецептов на *** для измерения уровня глюкозы в крови!% в
количестве 236 штук за февраль и март 2018 года; обязать ГУЗ ЦК МСЧ
выписать Маркеловой Е.М. бесплатные
рецепты на *** в количестве 236 штук за февраль и март 2018 года; признать
незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Маркеловой Е.М. ***
в количестве 50 штук по рецепту от 15 января 2018 года; обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно
обеспечить Маркелову Е.М. *** в количестве 50 штук по рецепту от 15 января 2018
года; взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области в пользу Маркеловой Е.М. компенсацию морального вреда в
размере 100 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,
привлечено АО
«УльяновскФармация».
Рассмотрев исковые требования по
существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Маркелова Е.М. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ссылается на нуждаемость в ***, ввиду отсутствия улучшения
состояния здоровья.
Поскольку
лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о
месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть
дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 ноября
2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок оказания
медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1
декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний
и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет
включен в перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля
1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В указанный перечень включено заболевание «***», при котором
все лекарственные средства, медицинские изделия, в том числе ***, средства
диагностики предоставляются бесплатно.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и медицинских
изделий по рецептам врача, является государственной гарантией Российской
Федерации.
Установлено, что Маркелова Е.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему
заболеванию, наблюдается в ГУЗ ЦК МСЧ с диагнозом: «***».
По мнению истицы, она нуждается в ***. Считает, что в
феврале и марте 2018 года лечащим врачом необоснованно не выписывались льготные
рецепты на данные медицинские изделия. В
указанном периоде ей было необходимо 236 ***.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к ГУЗ ЦК МСЧ о
признании бездействия незаконным, возложении обязанности выписать Маркеловой Е.М. бесплатные рецепты на *** в
количестве 236 штук за февраль и март 2018 года, суд первой инстанции исходил
из следующего.
Согласно с п. 2 Порядка
назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации от
20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение
и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом,
фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
В
соответствии с п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным
категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, за
предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в
том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной
комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемыми в установленном
порядке Минздравом России (п. 2.3).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных
средств, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются
аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за
исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11
Инструкции и приложении №
1 к Инструкции.
Следовательно, действующими нормативными
правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными
препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета,
заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта,
выданного при обращении гражданина в лечебно-профилактическое учреждение
лечащим врачом, который определяет нуждаемость на текущий момент и объем
необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в спорном
периоде истица была обеспечена медицинскими изделиями в количестве,
определенном ее лечащим врачом. В
отсутствие соответствующих назначений лечащего врача суд не вправе
самостоятельно определять нуждаемость истицы
в медицинских изделиях и объемах их применения.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия
соглашается.
В то же время, как следует из материалов дела лечащим врачом
истице был выписан льготный рецепт серии 731813 № 1143 от 15 января 2018 года
на *** в количестве 50 штук.
Однако указанными в рецепте медицинскими изделиями истица обеспечена не была.
Отказывая в удовлетворении исковых требований
к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении на
Министерство обязанности обеспечить Маркелову Е.М. *** в количестве 50 штук по рецепту от 15 января 2018 года,
суд первой инстанции указал, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление медицинских
изделий за прошлое время.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия
согласиться не может в связи со следующим.
В силу
ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В
соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно
ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из
числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных
услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи
необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам
на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,
перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии
с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.
***
включен в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения
отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
Из
содержания п.п. 1.1, 1.2, 2.2.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением
Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П, следует, что
именно на данное Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по
надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными
препаратами определенных групп населения, к числу которых относится
Маркелова Е.М.
Невыполнение
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области возложенных на него обязанностей по обеспечению Маркеловой Е.М.
бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном
нарушении ее прав на бесплатную медицинскую помощь.
С учетом
изложенного, судебная коллегия считает подлежащим отмене решение суда в части
отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Засвияжского района города Ульяновска в
интересах Маркеловой Е.М. о признании незаконным бездействия Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
выразившегося в необеспечении Маркеловой Е.М. *** в количестве 50 штук по
рецепту от 15 января 2018 года, возложении на Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности бесплатно
обеспечить Маркелову Е.М. *** в количестве
50 штук по рецепту от 15 января 2018 года.
В данной
части по делу следует принять новое решение. Признать незаконным бездействие
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области, выразившегося в необеспечении Маркеловой Е.М. *** в количестве 50 штук
по рецепту серии 731813 № 1143 от 15 января 2018 года.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области бесплатно обеспечить Маркелову Елену Михайловну *** в количестве 50
штук по рецепту серии 731813 № 1143 от 15 января 2018 года.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13 июня 2018 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 17 сентября 2018 года, отменить в части отказа в
удовлетворении исковых требований прокурора
Засвияжского района города Ульяновска в интересах Маркеловой Елены
Михайловны о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившегося в
необеспечении Маркеловой Елены Михайловны *** в количестве 50 штук по рецепту
от 15 января 2018
года, возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области обязанности бесплатно обеспечить Маркелову
Елену Михайловну *** в количестве 50
штук по рецепту от 15 января 2018 года. Принять по делу в данной части новое
решение.
Признать
незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области, выразившегося в необеспечении Маркеловой
Елены Михайловны *** в количестве 50 штук по рецепту серии 731813 № 1143 от 15
января 2018 года.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области бесплатно обеспечить Маркелову Елену Михайловну *** в количестве 50
штук по рецепту серии 731813 № 1143 от 15 января 2018 года.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Маркеловой Елены Михайловны – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: