Судебный акт
Об обеспечении медицинскими изделиями
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 06.11.2018 под номером 76824, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                             Дело № 33-4509/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               16 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Толстогузовой Галины Григорьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 июля 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении иска Толстогузовой Галины Григорьевны отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Толстогузовой Г.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Толстогузова Г.Г. обратилась в суд с иском в интересах Т*** С.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указала, что является опекуном дочери Т*** С.В., *** г.р., инвалида детства *** группы, которой была оформлена карта реабилитации № 65 от 14.01.2013 пожизненно. В ИПР указано на необходимость обеспечения *** XL впитываемостью не менее 3300 мл в количестве 3 шт. в сутки. Ответчик предлагает ***, которые не соответствуют необходимым параметрам. Кроме того, каждый год требует справку от врача в подтверждение нуждаемости в ***, несмотря на то, что ИПР оформлена пожизненно. В 2018 году истице выдали направление № 593740 от 08.02.2018 на получение ***, которые не соответствуют нужным параметрам, рвутся при одевании, в связи с чем она отказалась от получения. После направления жалобы в приемную Президента РФ истице выдали новое направление, однако по нему предложили те же ***. Стоимость *** в аптеке 65-70 руб., компенсация за их покупку составляет 20-22 руб., искать изделия дешевле не имеется времени, поэтому она покупает *** через интернет-магазин. В связи с изменениями в нормативных документах дочь должны обеспечивать *** для взрослых с объемом талии до 175 см и полным влагопоглощением не менее 2800 гр.

Просила возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность обеспечивать Т*** С*** В*** *** для взрослых XL с объемом талии до 175 см и полным влагопоглощением не менее 2800 мл на основании ИПР, признать неправомерным требование ежегодной справки, подтверждающей необходимость ***.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Толстогузова Г.Г. просит отменить решение суда, обязать Министерство обеспечить Т*** С.В. *** XL (объём талии до 175см.) с полным влагопоглощением 2800мл в количестве 3 шт. в сутки, признать неправомерным требование о ежегодном предоставлении справки на подтверждение необходимости в ***.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно поясняя, что она не присутствовала на судебном заседании, извещений о дате его слушания в письменном виде не получала.

Кроме того считает необоснованным требование о предоставлении дополнительных справок на необходимость в получении ***. Также отмечает, что не была ознакомлена с государственным контрактом на закупку ***. Считает неразумным предложение Министерства покупать *** за свой счёт в аптеке, поскольку они очень дорогие.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определённого места жительства и занятий в г.Ульяновске» просит оставить решение суда без изменения, а жалобу истицы - без удовлетворения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Материалами дела установлено, что Т*** С.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы с детства, инвалидность установлена бессрочно. Опекуном недееспособной Т*** С.В. является Толстогузова Г.Г.

Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида карта № 65 к акту освидетельствования № 69 от 14.01.2013 Т*** С.В. предоставляются технические средства реабилитации – ***, размер XL (объем талии не менее 120-160 см) впитываемостью не менее 3300 мл – 3 изделия в сутки, срок проведения данных реабилитационных мероприятий с применением ТСР установлен с 10.01.2013 бессрочно.

В информационной базе на обеспечение ТСР Т*** С.В. зарегистрирована 27.01.2010 за № 30926.

В силу ст. 10 Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

На основании ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги.

В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, поименованы подгузники.

В соответствии с частью 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 названных Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (абзац первый пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Толстогузовой Г.Г. не установлено, истице своевременно было выдано направление на получение технических средств реабилитации, предусмотренных ИПР, от получения которых она отказалась, в связи с чем права Т*** С.В. на гарантированный государством объем реабилитационных мероприятий не нарушены.

Судебная коллегия считает указанный вывод верным, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Приказом Минтруда России от 18.07.2016 № 374н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» внесены изменения в классификацию технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года № 214н.

В частности, *** размера XL ( объем талии не менее 120-160 см) впитываемостью не менее 3300мл заменены на подгузники для взрослых размера XL ( объем талии/бедер до 175 см) с полным влагопоглощением не менее 2800 г.

Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 01.11.2017 № 529-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Ульяновской области от 24.12.2015 № 705-П» инвалид, которому разработана бессрочная индивидуальная программа реабилитации освобождается от обязанности ежегодно предъявлять медицинскую справку и подтверждать медицинские показания для использования ранее рекомендованных ТСР.

Вместе с тем, в ИПР Т*** С.В. указана характеристика ***, не соответствующая действующей классификации технических средств реабилитации.

В ходе судебного разбирательства истица не оспаривала, что ИПР Т*** С.В. не переоформлялась, указанные в программе технические средства реабилитации не соответствуют существующей в настоящее время классификации ТСР. При таких обстоятельствах иск Толстогузовой Г.Г. о признании не правомерным требования ежегодного предоставления справки для получения ***, соответствующих действующей классификации технических средств реабилитации, правомерно оставлен без удовлетворения.

Судом установлено, что согласно государственному контракту №0168200002417009106-0403448-01 от 06.02.2018, заключенному между ОГКУСО «ЦОГ ТСР и СКЛ и СА для лиц БОМЖ» ( заказчик) и ООО «Ф***» ( поставщик), для обеспечения инвалидов ТСР закуплены *** для взрослых размер XL (объем талии/бедер до 175 см) с полным влагопоглощением не менее 2800г SENI STANDARD AIR, производитель ООО «Б***», страна происхождения Р***, соответствующие ГОСТу Р 55082-2012 изделия бумажные медицинского назначения.

08.02.2018 Т*** С.В. выдано направление № 593740 в ООО «Ф***» на получение указанных ТСР, однако истица отказалась от обеспечения указанными ***, сославшись на плохое качество и низкую впитываемость изделий.

Учитывая данные обстоятельства, сославшись на отсутствие возможности выбора ТСР, закупаемых в рамках государственного контракта, приобретение ТСР на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», районный суд пришел к верному выводу, что права Т*** С.В. на гарантированный государством объем реабилитационных мероприятий не нарушены, и отказал в иске в полном объеме.

Доводы жалобы Толстогузовой Г.Г. по существу повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения.

Ссылка в жалобе на неизвещение истицы о времени судебного заседания опровергаются материалами дела, а именно распиской истицы о ее извещении о рассмотрении данного дела 02.07.2018 в 10.00 час.

Таким образом, при разбирательстве дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка. Выводы, к которым пришел суд, в решении мотивированы с учетом установленных обстоятельств и исследованных по делу доказательств. Решение суда основано на нормах закона, подлежащих применению, нарушения норм процессуального права судом не допущено, поэтому обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 2 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Толстогузовой Галины Григорьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: