Судебный акт
Оспаривание бездействия органа местного самоуправления
Документ от 30.10.2018, опубликован на сайте 01.11.2018 под номером 76818, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                     Дело № 33а-4714/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                           30 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Пулькиной Н.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновск выразившееся в непринятии мер к ежегодной актуализации схемы теплоснабжения МО «город Ульяновск».

Обязать администрацию города Ульяновск актуализировать схему теплоснабжения МО «город Ульяновск» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.02.2012г. №154 «О требованиях к схеме теплоснабжения, порядку их разработке и утверждения».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора          Сальникова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к ежегодной актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск», возложении обязанности актуализировать схему теплоснабжения МО «город Ульяновск» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «город Ульяновск» требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в части проведения мероприятий по своевременной актуализации схемы теплоснабжения.

Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

В ходе проведенной проверки установлено, что Приказом Минэнерго Российской Федерации от 29.12.2014 № 1021 утверждена схема теплоснабжения в административных границах города Ульяновска. До настоящего времени администрацией МО «город Ульяновск» ежегодная актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования не проводилась, предусмотренные законом мероприятия по порядку проведения актуализации схемы теплоснабжения администрацией муниципального образования не осуществлялись.

Неисполнение администрацией МО «город Ульяновск» вышеуказанных требований законодательства о теплоснабжении нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, ПАО «Т Плюс».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

В обоснование жалобы ссылается на то, что является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «город Ульяновск» и правом внесения изменений в бюджет не обладает. Бюджет МО «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой. Все бюджетные средства расходуются по принципу адресности и целевого характера бюджетных средств, что означает выделение бюджетных средств с обозначением направления их на конкретные цели.

Бюджет МО «город «Ульяновск» на 2018 год принят с дефицитом. В настоящее время реальных источников дополнительных поступлений в бюджете города не имеется. Исполнить решение суда за счет средств, предусмотренных в бюджете, в настоящее время невозможно.

В настоящее время принято постановление №780 от 26.04.2018 «О проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения МО «город Ульяновск» до 2029 года на 2019 год». Проведены работы по сбору необходимой для актуализации схемы теплоснабжения информации от ресурсоснабжающих организаций, структурных подразделений администрации города Ульяновска.  В связи с дефицитным финансированием мероприятий жилищно-коммунального хозяйства и отсутствием в бюджете города денежных средств на актуализацию схемы теплоснабжения данные работы планируется провести силами филиала «Ульяновский» ПАО «Т Плюс». В настоящее время документация по актуализации схемы теплоснабжения направлена в «Ульяновский» ПАО «Т Плюс».

В связи с  этим администрация г.Ульяновска просила отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.   

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска, Управления ЖКХ администрации г.Ульяновска, Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, ПАО «Т Плюс», Министерства энергетики и ЖКХ Ульяновской области. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 36 Устава МО «город Ульяновск» администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Правовые основы правоотношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В силу части 2 статьи 23 Федерального закона № 190-ФЗ развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Согласно п. 9.1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ  в полномочия органа местного самоуправления входит направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации.

Часть 3 статьи 23 указанного Федерального закона возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

Разработка и утверждение схем теплоснабжения производятся в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», Приказом Минэнерго России № 565, Минрегиона России № 667 от 29.12.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения».

Согласно пунктам 2 и 17 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами.

Согласно пунктам 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных:

а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки;

б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки;

в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства;

г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения;

д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации;

е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации;

з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов;

и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива;

к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.

Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

Из материалов дела следует, что приказом Министерства энергетики РФ от 29.12.2014 № 1021 утверждена схема теплоснабжения в административных границах г.Ульяновска до 2029 года.

По состоянию на 15.04.2018 актуализация схемы теплоснабжения МО «город Ульяновск» на 2019г. в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» не произведена.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на администрацию г.Ульяновска обязанности  произвести актуализацию схемы теплоснабжения МО «город Ульяновск» в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схеме теплоснабжения, порядку их разработке и утверждения», и, соответственно, признал незаконным бездействие администрации  в части неисполнения возложенной на неё законом обязанности по актуализации схемы теплоснабжения МО «город Ульяновск».

Отсутствие финансирования проведения указанных мероприятий не является основанием для освобождения администрации г.Ульяновска,  от исполнения обязанностей, возложенных на неё законом.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: