Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости земельного участка
Документ от 01.11.2018, опубликован на сайте 02.11.2018 под номером 76799, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-84/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1 ноября 2018 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Айнетдинова Ильнура Рафисовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Айнетдинов И.Р.  обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, площадью 2 485 613,52 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанным участком истец владеет на праве аренды.

Кадастровая стоимость участка определена в размере 2 485 613 руб. 52 коп.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «ЦенСо» от 22 марта 2018 г. рыночная стоимость участка определена в размере 508 932 руб. 18 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца, как владельца земельного участка, так как влечет увеличение арендных платежей.

Истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено  Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

В предварительном судебном заседании представитель административного истца Новрузбекова О.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске. Также просила восстановить срок для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В судебное заседание 1 ноября 2018 г. административный истец и его представитель не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право истца на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, указав, что орган регистрации является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не принимал участия  в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, прав административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Правительства Ульяновской области заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве указал, что не оспаривает право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости и не возражает против пересмотра.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явился, письменных возражений по иску в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности указано, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что в отношении земельного участка, площадью 2 485 613,52 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  16 декабря 2016 г. между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Айнетдиновым И.Р.  был заключен договор аренды земельного участка на срок по 25 декабря 2026 г.

Из договора аренды следует, что размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка.

Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости следует, что  сведения о нем внесены в ЕГРН 11 марта 2011 г.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка утверждена 3 февраля 2012 г., в этот же день сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как указано выше, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 3 февраля 2012 г., следовательно, пятилетний срок истек 3 февраля 2017 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец обратился в суд 4 апреля 2018 г., то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются арендные платежи, является актуальной для административного истца, договор аренды заключен на длительный срок. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной отчетом об оценке, представленным истцом, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

С учетом положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности рыночная стоимость земельного участка определялась по состоянию на 11 марта 2011 г. – дату внесения в реестр сведений о земельном участке.

Согласно заключению № 526/03-4, 527/03-4 от 16 октября 2018 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка по состоянию на     11 марта 2011 г. составляла 650 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованным лицом заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Айнетдинова Ильнура Рафисовича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 2 485 613,52 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 марта 2011 г. – 650 000 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 4 апреля 2018 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина