У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Мельникова
О.В.
Дело № 7-664/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
25 октября 2018 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе Вандера Яна Яковлевича на решение
судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2018 года,
установил:
постановлением
начальника ОГИБДД МО МВД России «Карсунский» от 21.03.2018 Вандер Я.Я. признан
виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1
ст.11.23 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением заместителя
начальника УГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 11.05.2018 указанное
постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Решением судьи
Карсунского районного суда Ульяновской области от 22.08.2018 указанные постановление
и решение оставлены без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, Вандер Я.Я. не соглашается с решением
судьи, полагает его подлежащим отмене.
В обоснование жалобы
указывает, что автомобиль находится в его личном пользовании, в связи с чем у
него отсутствует обязанность по установке тахографа. Кроме того полагает, что
для проверки документов у должностных лиц должны быть основания предусмотренные
Административным регламентом. Подробно позиция
Вандера Я.Я. изложена в жалобе.
В судебное заседание
Вандер Я.Я. не явился, о слушании дела извещен, в связи с чем полагаю возможным
рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы,
проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме
прихожу к следующему.
Действия Вандера
Я.Я. квалифицированы по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, устанавливающей
ответственность за управление транспортным средством либо выпуск на линию
транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического
средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию
информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме
труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае,
если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством
Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся
модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям
тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию
транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования
тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или
фальсификация регистрируемой им информации)
В вину Вандеру Я.Я.
вменено то, что 14.03.2018 года в 21 час 30 минут на 110 км автодороги Саранск
– Ульяновск он, в нарушение Приказов Минтранса №36 и №273, управлял автомобилем
марки МАЗ – 437130-332, государственный регистрационный знак ***, с
неработающим средством контроля режима труда и отдыха водителя (тахографом).
Рассмотрев жалобу
Вандера Я.Я., судья согласился с выводом должностных лиц административного
органа о его виновности в совершении вмененного нарушения.
Вместе с тем
полагаю, что данные выводы являются преждевременными по следующим основаниям.
Из диспозиции ч.1
ст.11.23 КоАП РФ следует, что ответственность по указанной норме наступает
только в случае, если установка и использование тахогрофа на транспортном
средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также при наличии
определенных причин, по которым тахограф не работал (блокировка, модификация
или неисправность).
Из постановления
должностного лица административного органа и решения суда не представляется
возможным установить, какие конкретно нормы законодательства, в том числе
статьи Приказов Минтранса РФ №№ 36 и 273, предусматривают обязанность установки
тахографов на транспортное средство, находящееся в собственности физического
лица Вандера Я.Я. Кроме того, в данном постановлении и решении судьи не
раскрыты причины, по которым тахограф не работал: был ли он заблокирован,
модифицирован или имел неисправность.
Из материалов дела
следует, что Вандер Я.Я. является собственником транспортного средства, которым
он управлял. При этом сведений о том, что он является индивидуальным
предпринимателем, либо лицом, осуществляющим коммерческие перевозки грузов, в
материалах дела не имеется. Обстоятельства перевозки груза, цели судом
надлежащим образом не исследовались. В деле имеется лишь копия нечитаемой
накладной.
В то же время, пунктом 1
статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного
движения) обязанность по оснащению транспортных средств техническими средствами
контроля (тахографами) возложена на
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории
Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных
средств.
При этом требования
к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок
оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования,
обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
Из пункта 1
Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213
"О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими
транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами,
правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" следует, что
во исполнение положений статьи 20
Закона о безопасности дорожного движения порядок оснащения транспортных средств
тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.
Соответствующий Порядок
утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа
2013 г. N 273 (далее - Порядок оснащения транспортных средств тахографами).
В пункте 2 данного
Порядка также указано, что он применяется к юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации
деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках
пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками
транспортных средств или используют их на ином законном основании (владельцы
транспортных средств) в целях повышения безопасности перевозок пассажиров и
грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления
контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.
Категории
и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утверждены приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36
"Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные
средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами,
правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных
на транспортные средства" (приложение N 2 к названному приказу).
При этом данный приказ
также издан во исполнение упомянутого выше постановления
Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213, принятого во
исполнение статьи 20
Закона о безопасности дорожного движения. Этой нормой
предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного
движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при
осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Исходя из анализа
положений приведенных норм в их взаимосвязи, установленное требование об
оснащении транспортных средств тахографами распространяется на юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской
Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при
перевозках пассажиров и грузов.
В материалах дела
отсутствуют сведения о том, что Вандер Я.Я. является индивидуальным
предпринимателем, руководителем юридического лица, либо работником указанных
лиц, осуществляющим перевозку груза в рамках данных правоотношений.
По утверждению Вандера
Я.Я., транспортное средство МАЗ используется им исключительно для личных целей,
не связанных с коммерческими перевозками и получением дохода, что в рамках
рассмотрения дела и жалоб не опровергнуто.
Доказательств,
позволяющих сделать вывод о том, что Вандер Я.Я. эксплуатирует данное
транспортное средство в связи с осуществлением деятельности по перевозкам
пассажиров и (или) грузов, в материалах дела не имеется.
Перечисленные
обстоятельства свидетельствуют о нарушении положений ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11
КоАП РФ и о том, что при вынесении решения не в полном объеме исследованы
фактические обстоятельства дела, что является существенным нарушением
процессуальных требований и не позволяет рассматривать вынесенное судом решение
как законное и обоснованное.
При данных
обстоятельствах, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ решение судьи районного суда
подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи
Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2018 года
отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Буделеев В.Г.