УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кураева С.В.
Дело № 33а-4858/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23
октября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Щучкиной К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Акшинского Алексея Дмитриевича на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 сентября 2018 года,
по которому постановлено:
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области Количенко А.Н. об установлении административного надзора и
административных ограничений в отношении Акшинского А.Д. удовлетворить.
Установить в отношении Акшинского Алексея Дмитриевича административный
надзор сроком на 3 года, и следующие административные ограничения: 2 раза в
месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или
фактического нахождения для регистрации; не пребывать вне места жительства,
пребывания или фактического нахождения в период с 22.00 до 06.00 часов
следующих суток; не посещать заведения, где осуществляется продажа спиртных
напитков на разлив; не посещать места проведения массовых общественных
мероприятий и не участвовать в них; не выезжать за пределы территории МО
«г.Киренск» Иркутской области.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в
органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Заслушав доклад председательствующего, заключение
прокурора Данилова Е.В., полагавшего решением
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение
«Исправительная колония № 3» Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ульяновской области (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области)
обратилось в суд с административным иском к Акшинскому А.Д. об установлении
административного надзора.
В обоснование иска было указано, что приговором Октябрьского
районного суда г.Пензы от 9 января 2017 года Акшинский А.Д. осужден по ***
Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 2 года 6 месяцев в исправительной колонии общего
режима.
С 18 февраля 2017 года Акшинский А.Д. отбывает наказание в
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, подлежит освобождению по отбытии
срока наказания 18 февраля 2019 года.
За время отбывания наказания административный ответчик
допускал нарушения режима содержания, за что привлекался к дисциплинарной
ответственности, на проводимые мероприятия воспитательного характера не
реагирует, вину в совершенном преступлении не признает, характеризуется
отрицательно, 5 июня 2018 года признан злостным нарушителем режима отбывания
наказания.
В иске
содержалась просьба об установлении в отношении Акшинского А.Д. административного
надзора сроком на 3 года с установлением следующих административных
ограничений: запрещение пребывания в заведениях, где осуществляется
продажа спиртных напитков на разлив; запрещения посещения мест проведения массовых и
культурно-массовых мероприятий; запрещение пребывания вне жилого или иного
помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в
период времени с 23.00 часов до 06.00
часов; запрещения выезда за пределы г.Киренска Иркутской области; явки в орган
внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в
месяц.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Акшинский А.Д. просит об отмене решения и смягчении
установленного административного надзора.
Жалобу
мотивирует несогласием с решением об удовлетворении административного иска
исправительной колонии, основанном на федеральном законе, который противоречит
Конституции Российской Федерации.
Ссылается на
то, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области предоставлены судом
заведомо сфальсифицированные сведения о его нарушениях.
Указывает, что администрация исправительного учреждения
незаконно признала его злостным нарушителем установленного порядка отбывания
наказания и без решения суда заменила установленный режим содержания с общего
на строгий.
В связи с отсутствием законных оснований и отсутствием
соответствующих доказательств, у администрации ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области отсутствовали основания для признания его злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор
г.Димитровграда Ульяновской области просит об оставлении решения без изменения.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России
по Ульяновской области в суд апелляционной инстанции не явился, был надлежаще
извещен о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Акшинский А.Д., отбывающий
наказание в вышеназванной исправительной колонии, надлежаще извещенный о времени
и месте рассмотрения апелляционной жалобы, дополнительных пояснений по ней не
представил, не направил в апелляционную инстанцию своего представителя, не
заявил об участие в судебном заседании путем видеоконференцсвязи.
Изложенное дает основание для рассмотрения
апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, по правилам статьи 308 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об
отсутствии оснований для отмены решения.
Из материалов
дела следует, что приговором Октябрьского районного суда г.Пензы от 9 января 2017
года Акшинский А.Д. был признан виновным в совершении преступления,
предусмотренного *** Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено
наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием
наказания в исправительной колонии общего режима.
С 19 августа 2016 года Акшанский А.А. находится в местах
лишения свободы, с 18 февраля 2017 года отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН
России по Ульяновской области.
В период отбывания наказания административный ответчик
неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, в связи с чем 5 июня
2018 года признан злостным нарушителем установленного порядке отбывания
наказания
Поскольку Акшинский А.Д. осужден за
совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания признан злостным
нарушителем установленного порядка отбывания наказания, исправительное
учреждение обратилось в суд с
настоящим административным иском.
Разрешая требования, районный суд правильно применил нормы
материального права, регулирующие спорные правоотношения, определил юридически
значимые обстоятельства по делу, проверил доводы сторон и пришел к выводу о
наличии оснований для установления в отношении Акшинского А.Д.
административного надзора.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Согласно
части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в
отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и
отбывавшего наказание за совершение тяжкого
преступления, судом устанавливается административный надзор в
соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания
наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем
установленного порядка отбывания наказания.
Статьей
2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который обоснованно применен
судом, предусмотрено, что административный надзор устанавливается для
предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального
закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального
профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных
интересов.
В
соответствии с частью 1 статьи 3 названного Закона административный надзор
устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей
статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного
из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за
совершение тяжкого преступления.
Пунктом
1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1
настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах
лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка
отбывания наказания.
В
силу приведенных норм Закона основанием для установления административного
надзора является сам факт признания лица, осужденного к лишению свободы за
совершение тяжкого преступления, злостным нарушителем установленного порядка
отбывания наказания. При этом не имеет значения, погашены ли меры взыскания,
примененные к такому лицу за нарушение установленного порядка отбывания
наказания на момент его освобождения и рассмотрения судом заявления об
установлении административного надзора или нет.
Такой
порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами
общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
Судебная
коллегия обращает внимание, что постановление начальника в ФКУ ИК-3 УФСИН России по
Ульяновской области о признании осужденного злостным нарушителем установленного
порядка отбывания наказания
Акшинским А.Д. в установленном порядке не оспаривалось.
В
связи с тем, что приговором суда установлено совершение административным
ответчиком умышленного тяжкого преступления и в период отбывания наказания в
местах лишения свободы он был признан злостным нарушителем установленного
порядка отбывания наказания, суд первой инстанции обоснованно исходил из
наличия оснований для установления в отношении него административного надзора.
Срок
административного надзора, установленный районным судом, соответствует
положениям пункта 1 части 1, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об
административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы».
Устанавливая
административный надзор, суд полно и объективно исследовал все представленные
доказательства, на основании которых правильно определил срок административного
надзора, объем и характер административных ограничений, с учетом обстоятельств
совершения преступления, его тяжести, имеющихся сведений, характеризующих
административного ответчика, его поведения как до совершения преступления, так
и в период отбывания наказания, когда на него накладывалось 41 взыскание, в том
числе, с водворением в штрафной изолятор, ни одно из которых не снято и не
погашено, отсутствием у него поощрений.
Выводы
суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона «Об
административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснениям, данным
в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел
об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Срок
административного надзора и административные ограничения, соответствуют закону
и тяжести совершенного административным ответчиком преступления, определены
судом с учетом обстоятельств совершения преступления, личности поднадзорного
лица.
При
таких обстоятельствах оснований для уменьшения срока административного надзора,
объема административных ограничений, установленных в отношении Акшинского А.Д.,
судебная коллегия не усматривает.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы доказательств того, что характеризующий материал
на Акшинского А.Д., сведения о привлечении его к дисциплинарной
ответственности, представленные администрацией колонии, не соответствует
действительности, материалы дела не содержат.
Административные
ограничения, избранные судом первой инстанции в целях предупреждения совершения
правонарушений и оказания профилактического воздействия на лицо, освобождаемое
из мест лишения свободы согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты
конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно
защищаемым целям, ради которых они вводятся.
Судебная
коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9 Федерального закона «Об административном
надзоре за лицами, освобождаемыми из
мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока
административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или
поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих
личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных
ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных
заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные
ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины
установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить
административный надзор.
Таким
образом, Акшинский А.Д. не лишен права в установленном законом порядке
обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений,
а также о досрочном прекращении административного надзора.
В
силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 13 сентября 2018
года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акшинского Алексея
Дмитриевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи