Судебный акт
Ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ
Документ от 18.10.2018, опубликован на сайте 31.10.2018 под номером 76576, Админ. надзор, КоАП: ст. 19.29, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

                                                                                      Дело №  4А - 420/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             18 октября 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу директора муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурный центр» муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Низамовой Светланы Николаевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, от 22 июня 2018 года и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года, вынесенные в отношении директора муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурный центр» муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Низамовой Светланы Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.29 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, от 22 июня 2018 года директор муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурный центр» муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (далее МУК «Межпоселенческий культурный центр») Низамова С.Н. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с этим постановлением, директор МУК «Межпоселенческий культурный центр» Низамова С.Н. обжаловала его в районный суд.

Решением судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В своей жалобе, поступившей в Ульяновский областной суд, директор МУК «Межпоселенческий культурный центр» Низамова С.Н. просит отменить судебные постановления, считая их незаконными в связи с применением закона, не подлежащего применению и несоответствия выводов предыдущих судебных инстанций обстоятельствам дела.

Указывает, что должность С*** А.А., которую она занимала до 6 апреля 2016 года не входит в перечень должностей, после замещения которых у бывшего муниципального служащего и у его нового работодателя возникают обязанности сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя по последнему месту его службы.

Просит учесть, что принятие на работу С*** А.А., ранее занимавшей должность главного специалиста-эксперта администрации МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области на должность юриста  МУК «Межпоселенческий культурный центр» не может повлечь коллизии публичных и частных интересов и не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Просит постановление мирового судьи и решение районного суда отменить, производство по делу прекратить.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечёт назначение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закона о противодействии коррупции) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 12 названного Федерального закона неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 указанной статьи, является правонарушением и влечёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования установлены ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.

Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925).

Как усматривается их материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Чердаклинского района Ульяновской области в отношении МУК «Межпоселенческий культурный центр» проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что 7 апреля 2016 года в МУК «Межпоселенческий культурный центр» на должность юриста принята С*** А.А., которая до 6 апреля 2016 года замещала должность главного специалиста-эксперта администрации МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (л.д. 15-17, 59-68).

При этом директором МУК «Межпоселенческий культурный центр» Низамовой С.Н., не было направлено уведомление в администрацию МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о заключении трудового договора с С*** А.А., замещавшей ранее должность муниципального служащего.

По данному факту постановлением прокурора Чердаклинского района Ульяновской области от 18 мая 2018 года в отношении директора МУК «Межпоселенческий культурный центр» Низамовой С.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (л.д. 3-7).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора МУК «Межпоселенческий культурный центр» Низамовой С.Н. мировым судьей к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

С выводами мирового судьи о виновности Низамовой С.Н. в совершении правонарушения согласился и судья районного суда.

Между тем, выводы предыдущих судебных инстанций не учитывают следующее.

Судебными инстанциями не было принято во внимание, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в ст. 12 Закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой в городе Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция).

Пунктом 1 ст. 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе и, в надлежащих случаях, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.

Согласно подп. «е» п. 2 ст. 12 Конвенции меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, предупреждение возникновения коллизии интересов путем установления ограничений, в надлежащих случаях и на разумный срок, в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Из анализа п. 1, подп. «е» п. 2 ст. 12 Конвенции, частей 2, 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов.

Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в частном секторе.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Аналогичная позиция изложена и в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса об административных правонарушениях, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016.  В частности, в этом Обзоре указано, что обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы у представителя нанимателя (работодателя) не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе либо государственном (муниципальном) казенном учреждении. 

Следует также учесть, что положениями ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение определено как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Из материалов дела усматривается, что МУК «Межпоселенческий культурный центр» является некоммерческой организацией, созданной на основании постановления администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 12 декабря 2012 года № *** для решения вопросов местного значения в сфере создания условий для организации досуга, библиотечно-информационного обслуживания и обеспечения жителей района услугами организаций культуры (пункт 2.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества учреждения является МО «Чердаклинский район» Ульяновской области (пункты 1.4 Устава).

Учреждение является казенным учреждением культуры и финансируемым из бюджета МО «Чердаклинский район» Ульяновской области (п. 1.3 Устава).

Приведенные положения свидетельствуют о том, что учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, в связи с чем исполнение в этом учреждении С*** А.А. должностных обязанностей юриста не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на муниципальной службе.

Следовательно, вывод о том, что совершенное директором МУК «Межпоселенческий культурный центр» Низамовой С.Н. деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, является необоснованным.

Кроме того, в материалах настоящего дела отсутствуют сведения о том, что занимаемая С*** А.А. до 6 апреля 2016 года должность главного специалиста-эксперта администрации МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами, принятыми в целях реализации мер по противодействию коррупции.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, от 22 июня 2018 года и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года, вынесенные в отношении директора муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурный центр» муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Низамовой С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.29 КоАП РФ подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу директора муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурный центр» муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Низамовой Светланы Николаевны удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Чердаклинского района Чердаклинского судебного района Ульяновской области, от 22 июня 2018 года и решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года, вынесенные в отношении директора муниципального учреждения культуры «Межпоселенческий культурный центр» муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Низамовой Светланы Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  ст. 19.29 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                              Болбина Л.В.