Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить автономным резервным источником питания.
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 24.10.2018 под номером 76526, 2-я гражданская, об установлении автономных резервного источника электроснабжения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                                                  Дело № 33а-4333/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   16 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного учреждения здравоохранения «Тереньгульская районная больница», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении Государственного учреждения здравоохранения «Тереньгульская районная больница» автономным резервным источником питания.

Возложить на Государственное учреждение здравоохранения «Тереньгульская районная больница», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность оборудовать Государственное учреждение здравоохранения «Тереньгульская районная больница» автономным резервным источником питания в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861.

Возложить на Государственное учреждение здравоохранения «Тереньгульская районная больница», Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность исполнить решение суда и сообщить о его исполнении в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области и в прокуратуру Тереньгульского района Ульяновской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Административные исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству финансов Ульяновской области о признании незаконным бездействия и обязании оборудовать автономным резервным источником питания оставить без удовлетворения.

 
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора         Данилова Е.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
 
У С Т А Н О В И Л А:
 
Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к ГУЗ «Тереньгульская районная больница», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить автономным резервным источником питания.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в ГУЗ «Тереньгульская районная больница» отсутствуют резервный стационарный источник питания, то есть, не обеспечена первая категория надежности электроснабжения имеющихся в медицинском учреждении структурных подразделений. Положениями п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлена форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие резервного источника энергоснабжения в ГУЗ «Тереньгульская районная больница» снижает качество оказания медицинской помощи гражданам, а также может привести к неоказанию своевременной (экстренной) медицинской помощи и повлечь угрозу жизни и здоровью пациентов.
Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Тереньгульская районная больница», выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению автономным резервным источником питания ГУЗ «Тереньгульская районная больница»; обязать административных ответчиков закупить оборудование, необходимое для обеспечения ГУЗ «Тереньгульская районная больница» автономным резервным источником питания; обязать ГУЗ «Тереньгульская районная больница» установить автономный резервный источник электроснабжения в больнице в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица Управление Федерального казначейства по Ульяновской области.
Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение.
Указывает, что судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Собственником имущества ГУЗ «Тереньгульская районная больница» является Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, которое несет солидарную ответственность по обязательствам ГУЗ «Тереньгульская районная больница», однако Агентство к участию в деле не привлечено. Считает Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков и заинтересованного лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно ст. 4 названного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 14, ч. 1 ст. 18 данного Федерального закона организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ч.1 ст.82) электроустановки зданий и сооружений должны соответствовать классу пожаровзрывоопасной зоны, в которой они установлены, а также категории и группе горючей смеси. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения систем противопожарной защиты, установленных в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыванием людей, должны предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона здания больниц отнесены к классу Ф.1.1 функциональной пожарной опасности.
В зданиях лечебно-профилактических учреждений электроприемники операционных и родильных блоков, отделений анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, кабинетов лапароскопии, бронхоскопии и ангиографии, противопожарных устройств и охранной сигнализации, эвакуационного освещения и больничных лифтов должны иметь первую степень обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников - вторую степень.
Как установлено судом, проведенной прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверкой выявлено отсутствие в ГУЗ «Тереньгульская районная больница», расположенном в р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области, автономного резервного источника питания.
19.03.2018 прокурором района в адрес административного ответчика внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, которое не исполнено.
В ГУЗ «Тереньгульская районная больница» не обеспечена первая категория надежности электроснабжения. Отсутствие резервного источника энергоснабжения в медицинском учреждении ставит под угрозу жизнь и здоровье находящихся на лечении граждан, медицинского персонала, а также иных лиц, прибывающих в больнице, в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах электроснабжения и линиях электропередач.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по оборудованию ГУЗ «Тереньгульская районная больница» автономным резервным источником питания.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.
В соответствии с п.1.4 и п.1.5 Устава ГУЗ «Тереньгульская районная больница» больница является некоммерческой бюджетной организацией.
Учредителем и собственником имущества ГУЗ «Тереньгульская районная больница» является Ульяновская область.
Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. Полномочия и функции собственника имущества осуществляет Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Учредителя и функционирующим в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п. 1.6 Устава).
Согласно п. 4.1, 4.2 Устава ГУЗ «Тереньгульская районная больница» финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем.
Источниками финансовых ресурсов учреждения являются, в числе прочих, средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий (п.4.4. Устава).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п.2.2.17 Положения), получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество (п. 2.2.19 Положения).
На основании установленных обстоятельств и приведенных норм права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в подведомственных медицинских учреждениях, в частности в ГУЗ «Тереньгульская районная больница», возложены на Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд правомерно возложил на данного административного ответчика обязанность совместно с районной больницей решить вопрос по оборудованию лечебного учреждения автономным резервным источником питания.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, на которое возложены полномочия собственника имущества ГУЗ «Тереньгульская районная больница», судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку, как указано выше, финансирование мероприятий по приобретению больницей спорного имущества, необходимого для безопасного функционирования лечебного учреждения, осуществляет Министерство здравоохранения семьи и социального благополучия Ульяновской области, как главный распорядитель бюджетных средств.
Непривлечение Агентства к участию в настоящем административном деле не нарушает прав лиц, участвующих в деле, не опровергает установленных по делу обстоятельств и не служит основанием для отмены по существу правильного судебного решения.
Принятое по делу решение основано на полной и объективной оценке исследованных доказательств, верном применении и толковании норм материального права и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 20 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без изменения.

 

Председательствующий                            

 

Судьи: