УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Высоцкая А.В. Дело № 33-4420/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе представителя Пысенковой Светланы Юрьевны – Пысенкова
Андрея Ивановича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25
июля 2018 года, по которому постановлено:
В удовлетворении административного
искового заявления Пысенковой Светланы Юрьевны к областному государственному
казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о
признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по
назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 160 руб.
от 3 мая 2018 года, о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в
размере 160 руб., - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Пысенкова С.Ю. обратилась в суд с иском к областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области) о признании незаконным отказа в
предоставлении государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной
денежной выплаты на ребенка, назначении ежемесячной денежной выплаты на
ребенка. В обоснование иска указала, что она является многодетной матерью и
имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 160
руб. 3 мая 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении такой
выплаты, к которому приложила все необходимые документы. Однако в назначении такой выплаты ей отказано,
поскольку среднедушевой доход ее семьи за период с января по март 2018 года
превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в
Ульяновской области, или 9062 руб. на день подачи заявления. С отказом в
назначении спорной выплаты она не согласна, так как ответчиком неверно
толкуются положения постановления Правительства Российской Федерации от 20
августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для
оказания им государственной социальной помощи». Доход ее семьи складывается из
различных источников, имеющих разное предназначение. Произведенное ответчиком
простое суммирование доходов, в том числе в виде сумм получаемых на детей
алиментов, на одного ребенка – пенсии по инвалидности, противоречит назначению
этих платежей и нарушает права лиц, которым эти платежи назначаются. Сама она и
ее сын П*** И*** А*** минимального дохода не получают, а потому имеются
основания для признания отказа в назначении выплат незаконным. Просила признать незаконным отказ ОГКУСЗН от 3 мая
2018 года и назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в размере 160
руб.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Пысенковой С.Ю. –
Пысенков А.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по
делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме. В
обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске. По
мнению автора жалобы, судом неверно применены нормы материального права, без
учета конституционных положений и положений законодательства о защите прав
детей. По мнению автора жалобы, доходы в семье истца носят исключительно
персональный характер и не могут распределяться на других членов семьи.
Полагает, что простое суммирование доходов, в том числе в виде алиментов,
пенсии ребенка-инвалида, противоречит назначению этих платежей и нарушает права
лиц, которым эти платежи предназначаются. Считает, что суду следовало исходить
из того, в полном ли объеме получают доход остальные члены семьи.
В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСЗН Ульяновской
области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
Пысенкова С.Ю. является многодетной матерью, имеет на иждивении несовершеннолетних
детей: В*** Д.А., *** года рождения, П*** И.А., *** года рождения, П*** М.А., ***
года рождения, П*** Я.А., *** года рождения.
Пысенкова С.Ю. зарегистрирована по адресу: г.У***, п.Л***,
ул.Ф***, ***, в браке не состоит, трудовую деятельность не осуществляет, занята
уходом за ребенком-инвалидом П*** М.А., *** года рождения.
В апреле 2018 года Пысенкова С.Ю. обратилась в ОГКУСЗН
Ульяновской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на
ребенка в размере 160 руб., ежемесячной денежной выплаты на проезд школьникам,
предусмотренных Законом Ульяновской области от 29 декабря 2015 года № 154-ЗО «О
мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской
области».
3 мая 2018 года ОГКУСЗН Ульяновской области принято решение
об отказе в предоставлении Пысенковой С.Ю. указанных мер социальной поддержки
со ссылкой на то, что среднедушевой доход семьи заявителя за период с января
2018 года по март 2018 года превышает величину прожиточного минимума,
установленного на душу населения в Ульяновской области (на день подачи
заявления прожиточный минимум составлял 9062 руб. 00 коп.).
При
этом при рассмотрении заявления
Пысенковой С.Ю. и определении среднедушевого дохода ее семьи ответчиком были
учтены все виды выплат, получаемых членами семьи.
Так,
заявитель является получателем ежемесячных выплат в виде пособия по уходу за
ребенком в размере 5500 руб. как лицо, осуществляющее уход за
ребенком-инвалидом. Размер пенсии на П*** М.А. составляет 12 082 руб. 06
коп. ежемесячно.
По условиям соглашения об уплате алиментов от 2 февраля 2018
года Пысенков А.И. предоставляет алименты на детей: П*** И.А., П*** М.А. и П***
Я.А. в размере не ниже 3900 руб. ежемесячно.
Кроме того, Пысенкова С.Ю. являлась и является получателем
следующих мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации расходов
за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% фактически произведенных расходов
на оплату коммунальных услуг - многодетным семьям, воспитывающим троих детей в
период с 15 сентября 2015 года по 28 сентября 2017 года, и 60% фактически
произведенных расходов на оплату коммунальных услуг - многодетным семьям,
воспитывающим четверых детей в период с 29 сентября 2017 года по 27 июля 2028
года; ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года
третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет на П***
М.А., *** года рождения, в период: с 1 сентября 2015 года по 11 апреля 2016
года; ежемесячной денежной выплаты в период с 1 сентября 2017 года по 28
февраля 2018 года в размере 480 руб. ежемесячно; ежемесячной денежной выплаты
на проезд школьникам на В*** Д.А., *** года рождения, и П*** И.А., *** года
рождения, в период: с 1 сентября 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере
440 руб. ежемесячно; ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет на детей: П***
И*** и В*** Д*** в период: с 1 февраля 2015 года по 28 февраля 2018 года в
размере 200 руб. ежемесячно, на П*** М*** А***
- с 1 апреля 2015 года по 28 февраля 2018 года в размере 200 руб.
ежемесячно; ежегодной выплаты на приобретение школьной формы и спортивной
одежды на детей: В*** Д*** - в июле 2017 года в размере 2000 руб., П*** И*** -
в июле 2017 года в размере 2000 руб.; ежемесячного пособия по уходу за ребёнком
до 1,5 лет на П*** Я.А., *** года рождения, в период с 5 декабря 2017 года по 5
июня 2019 года; единовременного пособия при рождении ребёнка в период: с 1
февраля 2018 года по 28 февраля 2018 года в размере 16 350 руб. 32 коп.;
ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и
последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет на П*** Я.А., ***
года рождения, в период с 5 декабря 2017 года по 4 июня 2019 года в размере
9821 руб. 00 коп. ежемесячно.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу
об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых
требований и признания незаконным произведенного ответчиком расчета
среднедушевого дохода семьи Пысенковой С.Ю. исходя из всех видов доходов членов
семьи, в том числе пенсии ребенка-инвалида и алиментов.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Закон Ульяновской области от 29 декабря 2005
года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории
Ульяновской области» к числу мер социальной поддержки многодетных семей
относит: предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 160
рублей на каждого ребенка (пункт 6 части
1 статьи 3); предоставление ежемесячной
денежной выплаты в размере стоимости единого месячного социального билета,
используемого в соответствии с законодательством Ульяновской области при
осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и
межмуниципальным маршрутам таких перевозок, на каждого ребенка, обучающегося в
общеобразовательной организации (пункт 10 части 1 статьи 3).
Частью
3 Закона Ульяновской области от 29
декабря 2005 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на
территории Ульяновской области» установлено, что меры социальной поддержки,
предусмотренные пунктами 6,
10,
11,
12
и 14 части 1
данной статьи, предоставляются семьям, имеющим среднедушевой доход, размер
которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения,
установленного в Ульяновской области.
В
соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О
порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной
социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об
оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной
защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило
письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в
соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – Федеральный
закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ).
Согласно
ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ расчет среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из
суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних
календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании
государственной социальной помощи.
Статьей
5 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ установлено, что при
расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина
учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего
гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень
видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной
помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень
видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной
помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20
августа 2003 года № 512.
Пунктом 1 названного Перечня установлено, что при расчете
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для
оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов,
полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и
натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней,
государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии,
компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим
трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и
дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; пособие по
временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в
ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие
на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и
ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях
на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до
достижения им 3-летнего возраста; алименты, получаемые членами семьи.
Руководствуясь
приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу о
том, что при расчете среднедушевого дохода семьи Пысенковой С.Ю. ОГКУСЗН
обоснованно учел все виды выплат, получаемых членами семьи, в том числе алименты и пенсию ребенка-инвалида.
Доводы
апелляционной жалобы об обратном на законе не основаны, а потому не могут быть
приняты во внимание.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2018 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу представителя Пысенковой Светланы Юрьевны –
Пысенкова Андрея Ивановича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи