Судебный акт
Отказ в предоставлении мер социальной поддержки
Документ от 16.10.2018, опубликован на сайте 24.10.2018 под номером 76449, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                        Дело № 33-4420/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    16 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Пысенковой Светланы Юрьевны – Пысенкова Андрея Ивановича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного искового заявления Пысенковой Светланы Юрьевны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 160 руб. от 3 мая 2018 года, о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 160 руб., - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пысенкова С.Ю. обратилась в суд с иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУСЗН Ульяновской области) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка, назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка. В обоснование иска указала, что она является многодетной матерью и имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 160 руб. 3 мая 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении такой выплаты, к которому приложила все необходимые документы. Однако  в назначении такой выплаты ей отказано, поскольку среднедушевой доход ее семьи за период с января по март 2018 года превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ульяновской области, или 9062 руб. на день подачи заявления. С отказом в назначении спорной выплаты она не согласна, так как ответчиком неверно толкуются положения постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи». Доход ее семьи складывается из различных источников, имеющих разное предназначение. Произведенное ответчиком простое суммирование доходов, в том числе в виде сумм получаемых на детей алиментов, на одного ребенка – пенсии по инвалидности, противоречит назначению этих платежей и нарушает права лиц, которым эти платежи назначаются. Сама она и ее сын П*** И*** А*** минимального дохода не получают, а потому имеются основания для признания отказа в назначении выплат незаконным. Просила признать незаконным отказ ОГКУСЗН от 3 мая 2018 года и назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка в размере 160 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Пысенковой С.Ю. – Пысенков А.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске. По мнению автора жалобы, судом неверно применены нормы материального права, без учета конституционных положений и положений законодательства о защите прав детей. По мнению автора жалобы, доходы в семье истца носят исключительно персональный характер и не могут распределяться на других членов семьи. Полагает, что простое суммирование доходов, в том числе в виде алиментов, пенсии ребенка-инвалида, противоречит назначению этих платежей и нарушает права лиц, которым эти платежи предназначаются. Считает, что суду следовало исходить из того, в полном ли объеме получают доход остальные члены семьи.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСЗН Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.   

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пысенкова С.Ю. является многодетной матерью, имеет на иждивении несовершеннолетних детей: В*** Д.А., *** года рождения, П*** И.А., *** года рождения, П*** М.А., *** года рождения, П*** Я.А., *** года рождения.

Пысенкова С.Ю. зарегистрирована по адресу: г.У***, п.Л***, ул.Ф***, ***, в браке не состоит, трудовую деятельность не осуществляет, занята уходом за ребенком-инвалидом П*** М.А., *** года рождения.

В апреле 2018 года Пысенкова С.Ю. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в размере 160 руб., ежемесячной денежной выплаты на проезд школьникам, предусмотренных Законом Ульяновской области от 29 декабря 2015 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области».

3 мая 2018 года ОГКУСЗН Ульяновской области принято решение об отказе в предоставлении Пысенковой С.Ю. указанных мер социальной поддержки со ссылкой на то, что среднедушевой доход семьи заявителя за период с января 2018 года по март 2018 года превышает величину прожиточного минимума, установленного на душу населения в Ульяновской области (на день подачи заявления прожиточный минимум составлял 9062 руб. 00 коп.).

При этом при  рассмотрении заявления Пысенковой С.Ю. и определении среднедушевого дохода ее семьи ответчиком были учтены все виды выплат, получаемых членами семьи.

Так, заявитель является получателем ежемесячных выплат в виде пособия по уходу за ребенком в размере 5500 руб. как лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом. Размер пенсии на П*** М.А. составляет 12 082 руб. 06 коп. ежемесячно.

По условиям соглашения об уплате алиментов от 2 февраля 2018 года Пысенков А.И. предоставляет алименты на детей: П*** И.А., П*** М.А. и П*** Я.А. в размере не ниже 3900 руб. ежемесячно.

Кроме того, Пысенкова С.Ю. являлась и является получателем следующих мер социальной поддержки: ежемесячной денежной компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% фактически произведенных расходов на оплату коммунальных услуг - многодетным семьям, воспитывающим троих детей в период с 15 сентября 2015 года по 28 сентября 2017 года, и 60% фактически произведенных расходов на оплату коммунальных услуг - многодетным семьям, воспитывающим четверых детей в период с 29 сентября 2017 года по 27 июля 2028 года; ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет на П*** М.А., *** года рождения, в период: с 1 сентября 2015 года по 11 апреля 2016 года; ежемесячной денежной выплаты в период с 1 сентября 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере 480 руб. ежемесячно; ежемесячной денежной выплаты на проезд школьникам на В*** Д.А., *** года рождения, и П*** И.А., *** года рождения, в период: с 1 сентября 2017 года по 28 февраля 2018 года в размере 440 руб. ежемесячно; ежемесячного пособия на ребенка до 16 (18) лет на детей: П*** И*** и В*** Д*** в период: с 1 февраля 2015 года по 28 февраля 2018 года в размере 200 руб. ежемесячно, на П*** М*** А***  - с 1 апреля 2015 года по 28 февраля 2018 года в размере 200 руб. ежемесячно; ежегодной выплаты на приобретение школьной формы и спортивной одежды на детей: В*** Д*** - в июле 2017 года в размере 2000 руб., П*** И*** - в июле 2017 года в размере 2000 руб.; ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет на П*** Я.А., *** года рождения, в период с 5 декабря 2017 года по 5 июня 2019 года; единовременного пособия при рождении ребёнка в период: с 1 февраля 2018 года по 28 февраля 2018 года в размере 16 350 руб. 32 коп.; ежемесячной денежной выплаты при рождении после 31 декабря 2012 года третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста 3-х лет на П*** Я.А., *** года рождения, в период с 5 декабря 2017 года по 4 июня 2019 года в размере 9821 руб. 00 коп. ежемесячно.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований и признания незаконным произведенного ответчиком расчета среднедушевого дохода семьи Пысенковой С.Ю. исходя из всех видов доходов членов семьи, в том числе пенсии ребенка-инвалида и алиментов.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Закон Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» к числу мер социальной поддержки многодетных семей относит: предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере 160 рублей на каждого ребенка (пункт 6  части 1 статьи 3);  предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере стоимости единого месячного социального билета, используемого в соответствии с законодательством Ульяновской области при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам таких перевозок, на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации (пункт 10 части 1 статьи 3).

Частью 3 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»  установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 6, 10, 11, 12 и 14 части 1 данной статьи, предоставляются семьям, имеющим среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Ульяновской области.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – Федеральный закон от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Статьей 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512.

Пунктом 1 названного Перечня установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; алименты, получаемые членами семьи.

Руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи Пысенковой С.Ю. ОГКУСЗН обоснованно учел все виды выплат, получаемых членами семьи, в  том числе алименты и пенсию ребенка-инвалида.

Доводы апелляционной жалобы об обратном на законе не основаны, а потому не могут быть приняты во внимание.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Пысенковой Светланы Юрьевны – Пысенкова Андрея Ивановича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи