Судебный акт
обеспечение вакциной
Документ от 02.10.2018, опубликован на сайте 08.10.2018 под номером 76125, 2-я гражданская, о понуждении к организации и обеспечению вакцинами, организации и осуществлению вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                   Дело № 33а-4009/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                              2 октября  2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной  жалобе Федерального медико-биологического агентства России на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 мая 2018 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования  прокурора города Димитровграда Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Федеральное медико – биологическое агентство организовать и обеспечить Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года.

В удовлетворении уточненных исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» -                        Сидоровой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения  прокурора Колгановой Е.А., полагавшей  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

установила;

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России), в котором просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года, обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России организовать и осуществить вакцинацию против менингококковой, пневмококковой инфекций и ветряной оспы, в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период осеннего призыва 2017 года и весеннего призыва 2018 года.

В обоснование требований прокурор указал, что по результатам проверки соблюдения федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе в части проведения профилактических прививок лиц, подлежащих призыву на военную службу, выявлено, что призывники из г.Димитровграда были отправлены на военную службу без проведения необходимых прививок. Не проведение вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, может повлечь массовое заражение военнослужащих различные инфекциями, что создает предпосылки для возникновения очагов заболеваемости и, как следствие, срыва выполнения служебных задач по несению боевого дежурства.

К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФМБА России, Министерство здравоохранения Российской Федерации, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», Военный комиссариат г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновкой области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ульяновской области.

Рассмотрев административный иск по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФМБА России не соглашается с вынесенным решением.  Указывает, что при рассмотрении дела судом не был принят во внимание довод о том, что централизованная поставка иммунобиологических лекарственных препаратов в медицинские организации ФМБА России осуществляется только в рамках Национального календаря профилактических прививок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 156. Организация и обеспечение вакцинами в рамках Календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. При рассмотрении дела судом неверно применены нормы материального права, не выяснены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела.

Указывает, что в настоящее время отсутствуют законные основания на проведение иммунизации на территории города Димитровграда Ульяновской области лиц призывного возраста против пневмококковой, менингококковой инфекций и ветряной оспы, поскольку на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанцией весенний призыв будет уже окончен.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», прокурор города Димитровграда считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

В отзыве на  апелляционную жалобу  ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России  поддерживает доводы  апелляционной жалобы.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора                  Колгановой Е.А. и представителя ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России –                   Сидоровой  Е.В., другие  участники процесса не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте  рассмотрения дела.

Судебная коллегия согласно положениям ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к  следующему.

В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст.1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н утверждены национальный календарь профилактических прививок (приложение № 1) и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение № 2).

Профилактические прививки против менингококковой инфекции, пневмококковой инфекции и ветряной оспы для лиц, подлежащих призыву на военную службу, включены в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от  17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» финансовое обеспечение  противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий (пункт 2).

Согласно ст.15 Федерального закона  от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обеспечение медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для иммунопрофилактики в целях проведения профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, осуществляется соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Средства федерального бюджета для обеспечения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения иммунобиологическими лекарственными препаратами для реализации календаря прививок по эпидемическим показаниям Федеральным законом от 19.12.2016                   № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и  2019 годов» и Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерству здравоохранения Российской Федерации не предусмотрены.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006                      № 1156-р г. Димитровград Ульяновской области включен в перечень территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России.

Как установлено судом, вакцинация для профилактики менингококковых инфекций 27.03.2018 была поставлена Клинической больнице ФГБУЗ ГЦГиЭ ФМБА России для осуществления вакцинации детей и взрослых в очагах менингококковой инфекции за счет средств федерального бюджета. В 2017 году данная вакцина была закуплена ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России по контракту от 29.09.2017 за счет средств, полученных от оказания платных медицинских услуг. Вакцина пневмококковая была поставлена учреждению 13.09.2016 для осуществления вакцинации в рамках Национального календаря профилактических прививок за счет средств федерального бюджета.  Вакцинация лиц, подлежащих призыву на военную службу, в период весеннего призыва 2018 года проводится имеющейся остаточной вакциной.   Вакцина от ветряной оспы в 2017-2018 годах               ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России не закупалась и не поставлялась учреждению. Вакцинация лиц, подлежащих призыву на военную службу, указанной вакциной в период весеннего призыва 2018 года не проводилась.

Удовлетворяя требования прокурора  г.Димитровграда Ульяновской области, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения    на  ФМБА России  обязанности по организации  и обеспечению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вакцинами против  менингококковой, пневмококковой инфекции и ветряной оспы (в случае, если лица, подлежащие призыву на военную службу, ранее не привиты и не болели ветряной оспой) в количестве, необходимом для осуществления вакцинации лиц, подлежащих призыву на военную службу в период весеннего призыва 2018 года, а на ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России  обязанности организовать и осуществить вакцинацию.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом по следующим основаниям.

В соответствии с   Уставом  ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России функции и полномочия учредителя данного учреждения осуществляются ФМБА России. В своей деятельности ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, актами ФМБА России и Уставом.

Согласно п.4.11 Устава КБ № 172 ФМБА России финансовое обеспечение и субсидирование учреждения в порядке, установленном бюджетным законодательством, относится к компетенции ФМБА России.

На основании приведенных обстоятельств и указанных норм права, поскольку полномочия по финансированию мероприятий по  вакцинации возложены на ФМБА России, суд правомерно обязал данного административного ответчика организовать и обеспечить ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России вышеназванными  вакцинами.

В силу изложенного, доводы  апелляционной  жалобы  о том, что  ФМБА России является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть признаны состоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что весенний призыв 2018 года окончен  не могут повлечь отмену решения  суда, поскольку  на момент принятия судом первой инстанции решения  данные нарушения  не были устранены.

Учитывая изложенное, решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 – 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                  31 мая 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального медико-биологического агентства  России – без удовлетворения.

 

Председательствующий         

 

Судьи: