Судебный акт
Осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ
Документ от 26.09.2018, опубликован на сайте 04.10.2018 под номером 76066, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 30 ч.3, ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Потешкина Ю.А.                                                                    Дело №22-1806/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          26 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Максимова М.Н.,

судей Львова Г.В., Волкова Н.Г.,

с участием: осужденного Краснова С.М., адвоката Муртакова В.Н., прокурора Лобачевой А.В.,

при секретаре Абрамовой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционными жалобами осужденного Краснова С.М., адвоката Муртакова В.Н. на приговор Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 августа 2018 года, которым

КРАСНОВ  Сергея  Михайлович,

***, несудимый,

осужден по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Взят под стражу в зале суда. Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 9 августа 2018 года.

Приговором решена судьба вещественных доказательств.

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем Косенковым Н.Н., отозвано им в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389.8 УПК РФ.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., выслушав участников процесса,  судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

 

Краснов С.М. признан виновным в покушении на умышленное причинение смерти А*** Ю.В., совершенное 29 декабря 2017 года на территории ОГКУ  “***”, расположенного по адресу: г.У***, ул.Л***, дом ***.

 

В апелляционных жалобах:

- осужденный Краснов С.М. утверждает, что нанес ножевое ранение А*** Ю.В. без умысла на причинение вреда его здоровью в состоянии необходимой обороны от противоправных действий потерпевшего. При этом обращает внимание на то, что А*** Ю.В. находился в алкогольном опьянении и стал избивать его за то, что он назвал его “ментом”. А*** Ю.В. ранее работал в полиции и был намного сильнее его.  Полагает, что свидетель О*** М.Ф. дал недостоверные показания в части обстоятельств причинения ножевого ранения потерпевшему под давлением лиц, заинтересованных в исходе дела. Об этом, по его мнению, свидетельствует содержание телефонных разговоров потерпевшего А*** Ю.В. Просит отменить приговор и оправдать его по предъявленному обвинению;

- адвокат Муртаков В.Н. считает приговор в отношении Краснова С.М. незаконным и необоснованным. По его мнению, судом не правильно установлены обстоятельства причинения вреда здоровью А*** Ю.В., поскольку дана ненадлежащая оценка показаниям потерпевшего и свидетелей. Ссылаясь на запись телефонного разговора между А*** Ю.В. и М*** Н.В., считает, что А*** Ю.В. не помнит обстоятельств нанесения ему ножевого ранения, а данные им показания являются противоречивыми и не согласуются с показаниями свидетелей. Предварительное следствие и судебное разбирательство считает неполным, поскольку не были установлены все лица, находившиеся в диспетчерской во время конфликта между Красновым С.М. и А*** Ю.В. Считает, что Краснов С.М. находился в состоянии необходимой обороны. Полагает, что в случае нанесения ножевого ранения Арефьеву Ю.В. возле помещения диспетчерской у Краснова С.М. был бы изъят нож.  Просит отменить приговор в отношении Краснова С.М. и вынести новое решение по делу.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Краснов С.М. и его защитник адвокат Муртаков В.Н. поддержали доводы, изложенные ими в апелляционных жалобах;

- прокурор Лобачева А.В. обосновала своё мнение о несостоятельности доводов, изложенных в апелляционных жалобах. Просила приговор в отношении Краснова С.М. оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.  

 

Обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда в отношении Краснова С.М. законным, обоснованным, а назначенное ему наказание справедливым.

 

По мнению судебной коллегии, доводы осужденного и его защитника о несоответствии выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, неправильном применении уголовного закона в отношении деяний, совершенных Красновым С.М., являются несостоятельными, поскольку вина Краснова С.М. в совершении покушения на убийство потерпевшего А*** Ю.В., т.е. преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ, основана на совокупности собранных в период предварительного следствия и подробно исследованных в ходе судебного заседания допустимых, достоверных доказательствах.

Все доводы,   приведенные в защиту интересов Краснова С.М.,  в том числе и о нанесении им ножевого ранения А*** Ю.В. в условиях необходимой самообороны, были надлежащим образом проверены судом и отвергнуты как несостоятельные, поскольку установленные в суде обстоятельства совершения данного преступления указывают на отсутствие какого-либо нападения на Краснова С.М. со стороны А*** Ю.В. и свидетельствуют о том, что умысел Краснова С.М. был направлен именно на причинение смерти потерпевшему А*** Ю.В.

Так, потерпевший А*** Ю.В. подтвердил в судебном заседании, что 29 декабря 2017 года он, О*** М.Ф. и Краснов С.М. находились в помещении диспетчерской ОГКУ  “***”, когда между ним и Красновым С.М. произошел конфликт из-за того, что Краснов С.М. назвал его “ментовской рожей”. В ответ на это он нанес удар рукой по лицу и плечу Краснова С.М., после чего последний сел на кушетку. О*** М.Ф. сказал, чтобы они прекратили конфликт и вышел из помещения диспетчерской. После этого он также вышел на улицу и находился возле помещения диспетчерской, когда к нему из гаража шли О*** М.Ф., Д*** А.В. и М*** Н.В. В это время из помещения диспетчерской вышел Краснов С.М., к которому он повернулся лицом. В этот момент Краснов С.М. нанес ему удар ножом в область грудной клетки. Он видел, как после этого М*** Н.В. оттащил от него Краснова С.М.

Суд правомерно положил в основу обвинительного приговора показания потерпевшего А*** Ю.В., поскольку подвергать сомнению достоверность указанных показаний потерпевшего у суда не имелось. Вопреки доводам апелляционных жалоб показания А*** Ю.В. являются последовательными по всем существенным обстоятельствам совершенного преступления и согласуются с показаниями свидетелей М*** Н.В., Д*** А.В., О*** М.Ф.

В частности свидетель О*** М.Ф. показал в суде, что находился в помещении диспетчерской ОГКУ  “***”, когда  там произошла ссора между Красновым С.М. и А*** Ю.В., в ходе которой А*** Ю.В. ударил рукой Краснова С.М. из-за того, что последний назвал его  “ментовской рожей”. После этого он пошел к гаражам, где рассказал об этом Д*** А.В., а затем вместе с Д*** А.В. и М*** Н.В. вернулся в помещение диспетчерской. Затем Д*** А.В., М*** Н.В., А*** Ю.В. и Краснов С.М. вышли на улицу. Через некоторое время в помещение диспетчерской  зашел А*** Ю.В. и сообщил ему, что Краснов С.М. ударил его ножом в грудь.

Свидетель Д*** А.В. показал в суде, что о конфликте, произошедшем в помещении диспетчерской  между Красновым С.М. и А*** Ю.В., он узнал от О*** М.Ф., который зашел к ним в гараж. После этого он вместе с М*** Н.В.  зашли в помещение диспетчерской, где  он увидел Краснова С.М., у которого из носа шла кровь. При этом Краснов С.М. спрашивал у А*** Ю.В., за что тот ударил его.  После этого сначала А*** Ю.В., а затем он и М*** Н.В. вышли на улицу. Через некоторое время после этого он увидел, что М*** Н.В. оттаскивает Краснова С.М. от А*** Ю.В.

Свидетель М*** Н.В. подтвердил в суде, что  находился в гаражном боксе, когда О*** М.Ф. сообщил о конфликте между Красновым С.М. и А*** Ю.В., произошедшем в помещении диспетчерской.  Вместе с другими водителями он   вышел из гаражного бокса и пошел к помещению диспетчерской. В этот момент он увидел, что из помещения диспетчерской сначала вышел А*** Ю.В., а следом за ним выбежал Краснов С.М., который нанес удар правой рукой в область груди А*** Ю.В. Вместе с другими водителя он стал оттаскивать Краснова С.М. от А*** Ю.В., который сразу отскочил от Краснова С.М. и поднял на себе верхнюю одежду.  На футболке А*** Ю.В. были видны следы крови.  

Вопреки доводам осужденного и стороны защиты, суд выяснил причины противоречий в показаниях указанных свидетелей по обстоятельствам преступления, которым каждый из них был очевидцем и правильно пришел к выводу о том, что об указанных обстоятельствах каждый из свидетелей рассказывал так, как они ему запомнились.

Давая оценку показаниям свидетелей М*** Н.В., Д*** А.В., О*** М.Ф., суд правильно признал, что незначительные расхождения в показаниях указанных свидетелей относительно событий и деталей произошедшего, связаны с особенностью субъективного восприятия окружающей обстановки каждым из них,  не нарушают целостную картину совершенного преступления и в своей совокупности дополняют друг друга. При этом существенных противоречий между собой они не содержат, так как каждый из них подтвердил, что ножевое ранение было причинено А*** Ю.В. на улице возле помещения диспетчерской, при этом  А*** Ю.В. не напал на Краснова С.М., а действия Краснова С.М. по нанесению удара ножом были для него неожиданными.     

Что касается мнения стороны защиты о том, что  содержание телефонных разговоров А*** Ю.В. свидетельствует о том, что свидетели М*** Н.В., Д*** А.В., О*** М.Ф. договорились между собой о даче показаний против Краснова С.М., то судебная коллегия находит их надуманными, поскольку они не подтверждаются как показаниями допрошенных по делу лиц, так и исследованными в суде материалами дела. 

Анализ и оценка показаний самого Краснова С.М.  дана судом на основании совокупности всех собранных и исследованных в судебном заседании  доказательств. Суд правильно признал, что показания Краснова С.М. о нанесении им ножевого удара в грудь потерпевшего после произошедшего между ними конфликта согласуются с другими исследованными доказательствами, а изменение показаний Красновым С.М. связано с выбранной им позицией защиты от предъявленного обвинения.

Предложенные осужденным и его защитником суждения относительно оценки доказательств являются лишь их собственным мнением, противоречащим представленным доказательствам, и не могут рассматриваться как основание к отмене или изменению приговора, поскольку выводы суда первой инстанции не вызывают сомнений, оценка доказательств дана судом в соответствии с требованиями ст.ст.17, 88 УПК РФ, каждое доказательство оценено с точки зрения допустимости и достоверности, а все исследованные доказательства в их совокупности.

Все доказательства, положенные в основу обвинительного приговора, непосредственно исследованы судом первой инстанции. При этом суд не ограничился только указанием на доказательства, но и привел мотивы, по которым принял выше перечисленные доказательства в качестве достоверных и допустимых.

Проверка доказательств, в том числе и тех, на которые ссылаются осужденный и его защитник в апелляционных жалобах, проведена судом путем сопоставления с другими имеющимися в деле доказательствами.

Судебная коллегия находит приведенные судом в приговоре мотивы оценки доказательств убедительными. Данная судом оценка доказательств не противоречит материалам дела и оснований для признания этой оценки неправильной не имеется.

Каких-либо не устраненных судом противоречий в доказательствах, требующих их истолкования в пользу осужденного Краснова С.М., и которые могли бы повлиять на выводы суда о доказанности вины осужденного или на квалификацию его действий, по делу отсутствуют.

Суд первой инстанции обосновал свое критическое отношение к доводам Краснова С.М. об отсутствии у него умысла на убийство А*** Ю.В., поскольку установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что умысел Краснова С.М. был направлен именно на причинение смерти потерпевшему. Так, для реализации своего преступного умысла Краснов С.М.  применил нож, нанеся удар в жизненно-важный органы человека – грудную клетку. При этом Краснов С.М.  осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления общественно-опасных последствий в виде смерти А*** Ю.В. и желал её наступления.

Нанесение потерпевшему А*** Ю.В. одного колото-резаного проникающего ранения ножом не ставит под сомнение обоснованность вывода суда о том, что Краснов С.М. на почве возникших личных неприязненных отношений к А*** Ю.В. умышленно совершил все необходимые действия для лишения его жизни, но смерть А*** Ю.В. не наступила по независящим от Краснова С.М. обстоятельствам, в связи с пресечением его действий свидетелем М*** Н.В.,  а также благодаря своевременно оказанной потерпевшему медицинской помощи и направлении его в больницу.

Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, проверив доказательства, сопоставив их друг с другом, оценив собранные доказательства в их совокупности, проверив версию защиты осужденного о необходимой обороне, и правильно отвергнув её, суд пришел к обоснованному выводу о достаточности доказательств для разрешения дела, признав Краснова С.М. виновным в совершении вышеуказанного преступления и правильно квалифицировал его действия по ч.3 ст.30, ч.1 ст.105 УК РФ.

Вопрос о психическом состоянии Краснова С.М. в момент совершения преступления судом выяснялся. По заключению судебной психиатрической экспертизы Краснов С.М. психическим расстройством не страдал и не страдает в настоящее время. В момент совершения инкриминируемых ему деяний, он каких-либо болезненных расстройств со стороны психической деятельности, в том числе временного характера, не обнаруживал и мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Объективность и полнота выводов экспертов не вызывает сомнения.

Предварительное следствие и судебное разбирательство проведены в установленном законом порядке. Все представленные доказательства судом исследованы с участием сторон. Ущемления  прав  осужденного в ходе   уголовного судопроизводства по настоящему делу  не допущено.

Обвинительный приговор соответствует требованиям ст.ст.303–304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного Краснова С.М. в содеянном, и мотивированы выводы относительно квалификации совершенного им преступления.

Наказание осужденному Краснову С.М. назначено с учетом всех установленных судом первой инстанции обстоятельств, в том числе смягчающих и влияющих на назначение наказание.

Суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для признания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для совершения преступления.

Суд правильно установил, что поведение потерпевшего А*** Ю.В. не  могло служить поводом для совершения в отношении него данного преступления, поскольку конфликт между А*** Ю.В. и Красновым С.М., переросший в ссору и драку между ними, произошел по вине Краснова С.М., что фактически подтвердил осужденный в судебном заседании.  

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Ленинского районного суда г.Ульяновска от 9 августа 2018 года в отношении Краснова Сергея Михайловича оставить без изменения, а  апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи