УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Антончев Д.Ю. Дело
№ 33-4124/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 сентября
2018 года
Судебная коллегия по гражданским
делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой
Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой
В.А.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном
заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного
суда Ульяновской области от 10 мая 2018 года, с учётом определений того же суда
об исправлении описок от 26 июля 2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской
области в интересах Егоровой Кристины Андреевны к ГУЗ «Новоульяновская
городская больница им. А.Ф. Альберт», Министерству здравоохранении, семьи и
социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия
ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт» в организации лечения
Егоровой Кристины Андреевны, выраженного в неисполнении обязанности по
выписыванию льготного рецепта по жизненным показаниям на лекарственное средство
«***» («***») и обязании ГУЗ «Новоульяновская городская больница
им. А.Ф. Альберт» выписать льготный рецепт на препарат «***» («***»), признать
за Егоровой Кристиной Андреевной права на бесплатное обеспечение
лекарственным препаратом «***» (торговое наименование «***») для лечение
заболевания – ***, обязании Министерства здравоохранениа, семьи и
социального благополучия Ульяновской области обеспечить Егорову Кристину
Андреевну необходимым медикаментозным лечением заболевания препаратом «***»
(торговое наименование «***») по медицинским (жизненным) показаниям до момента
отмены препарата лечащим врачом, - удовлетворить частично.
Признать
за Егоровой Кристиной Андреевной право на бесплатное обеспечение
лекарственным препаратом «***» (торговое наименование «***») для лечение
заболевания – ***.
Обязать
ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт» выписать Егоровой
Кристине Андреевне льготный рецепт на препарат «***» («***»)
из расчета 1 мг 3 раза в сутки две недели, затем увеличение дозы на 0,5 мг на
прием каждые две недели под контролем артериального давления (АД) до целевой
дозы 2,5 мг 3 раза в сутки, при стойком снижении систолического артериального
давления ниже 90 мм рт. ст. принимать дозу, при которой артериальное давление
выше 90 мм рт. ст. (титрование дозы «***» проводить в условиях стационара для
постоянного приема по жизненным показаниям согласно Российским и Европейским
рекомендациям по лечению легочной гипертензии).
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Егорову Кристину Андреевну лекарственным препаратом «***»
(торговое наименование «***») из расчета 1 мг 3 раза в сутки две
недели, затем увеличение дозы на 0,5 мг на прием каждые две недели под
контролем артериального давления (АД) до целевой дозы 2,5 мг 3 раза в сутки,
при стойком снижении систолического артериального давления ниже 90 мм рт. ст.
принимать дозу, при которой артериальное давление выше 90 мм рт. ст.
(титрование дозы «***» проводить в условиях стационара для постоянного приема
по жизненным показаниям согласно Российским и Европейским рекомендациям по
лечению легочной гипертензии).
Решение
суда обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований прокурору Ульяновского
района Ульяновской области в интересах Егоровой Кристины Андреевны к ГУЗ
«Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт» о признании незаконным
бездействия ГУЗ «Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт» в
организации лечения Егоровой Кристины Андреевны, выраженного в
неисполнении обязанности по выписыванию льготного рецепта по жизненным
показаниям на лекарственное средство «***» («***»), - отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой
Е.Н., пояснения представителя Егоровой К.А. – Динулловой Н.И., высказавшей
возражения по доводам жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах
Егоровой К.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство),
государственному учреждению здравоохранения «Новоульяновская городская больница
им. А.Ф. Альберт» (далее – ГУЗ «Новоульяновская ГБ») об обеспечении
лекарственным препаратом по жизненным показаниям. В
обоснование иска указал, что истец страдает редким заболеванием - ***, с которым
наблюдается в ГУЗ «Новоульяновская ГБ». Истцу по жизненным показаниям для
постоянного приема назначен препарат «***» («***»). Главный внештатный
специалист-кардиолог Министерства - М*** Е.В. 26 декабря 2017 года подтвердила
необходимость приема истцом препарата «***» («***»). Врачебной комиссией ГУЗ
«Новоульяновская ГБ» принято решение, которым истцу рекомендована терапия
препаратом «***» по жизненным показаниям. Заболевание, которым страдает Егорова
К.А., включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан
или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 апреля 2012 года № 403. Тот факт, что лекарственный препарат «***»
(«***») не входит в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам
врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи
отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России
от 18 сентября 2006 года № 665,
и Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р, не может служить поводом
для отказа в обеспечении истца лекарственным препаратом, в котором он нуждается
по жизненным показаниям. Просил признать незаконным бездействие ГУЗ
«Новоульяновская ГБ» в организации лечения Егоровой К.А., выразившееся в
неисполнении обязанности по выписыванию льготного рецепта по жизненным
показаниям на лекарственное средство «***» («***»); обязать ГУЗ
«Новоульяновская ГБ» выписывать истцу льготные рецепты на препарат «***» («***»);
признать за Егоровой К.А., право на бесплатное обеспечение лекарственным
препаратом «***» (торговое наименование «***») для лечения заболевания - *** за
счет бюджетных средств Ульяновской области; обязать Министерство обеспечить
Егорову К.А. препаратом «***» (торговое наименование «***») по медицинским
(жизненным) показаниям до момента отмены препарата лечащим врачом; обратить
решение суда к немедленному исполнению.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство
финансов Ульяновской области, территориальный орган Росздравнадзора по
Ульяновской области, Департамент Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области по г. Новоульяновску, Управление
контроля за реализацией программ в сфере здравоохранения Федеральной службы по
надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Министерства здравоохранения
Российской Федерации, и, рассмотрев исковые требования по существу, принял
приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда в части
признания за Егоровой К.А. права на бесплатное обеспечение лекарственным
препаратом «***» для лечения заболевания - ***, возложении обязанности: на ГУЗ
«Новоульяновская ГБ» - выписать Егоровой К.А. льготный рецепт на препарат «***»
(торговое наименование «***»); на Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области - обеспечить Егорову К.А.
лекарственным препаратом «***» (торговое наименование «***»),
просит его отменить в указанной части, принять новый судебный акт. В
обоснование жалобы указывает, что лекарственный препарат «***» (МНН: «***»), не
входит в перечень препаратов, утверждённый распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р. Обращает внимание, что в
соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных
препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов
реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания
экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20
декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения»,
осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только
выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица
лекарственным препаратом, медицинским изделием. По мнению автора жалобы,
обеспечение лекарственными препаратами осуществляется лишь на основании
выписанных в установленном порядке лечащим врачом рецептов и не может быть
назначено по решению суда.
В возражениях на жалобу Егорова
К.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная
коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей
ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Егорова
К.А. является инвалидом *** группы бессрочно, имеет диагноз «***», с которым
состоит на учете в ГУЗ «Новоульяновская ГБ».
В период с 10 по 16 мая 2017 года Егорова К.А. находилась на
обследовании в ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.
Бакулева» Министерства здравоохранения Российской Федерации, где ей также
установлен диагноз: «***».
При выписке из названного учреждения здравоохранения истцу
рекомендован прием препарата «***» («***») 1 мг 3 раза в сутки 2 недели, затем
увеличение дозы на 0,5 мг на прием каждые 2 недели под контролем артериального
давления до целевой дозы 2,5 мг 3 раза в сутки, при стойком снижении
систолического артериального давления ниже 90 мм рт.ст. принимать дозу, при
которой артериальное давление выше 90 мм рт.ст. – титрование дозы «***»
проводить в условиях стационара (препарат назначен по жизненным показаниям в
соответствии с Российскими и Европейскими рекомендациями по лечению легочной
гипертензии, отмене и замене не подлежит!!!).
Согласно заключению лечащего врача – сердечно-сосудистого
хирурга и заведующего отделением хирургического лечения заболеваний сердца с
прогрессирующей легочной гипертензий ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой
хирургии им. А.Н. Бакулева» Министерства здравоохранения Российской Федерации
аналогов препарата «***» («***») в Российской Федерации нет, замена данного
препарата без клинической необходимости нежелательна.
24
мая 2017 года врачебной комиссией лечебного учреждения ГУЗ «Новоульяновская ГБ»
принято решение о назначении Егоровой К.А. лекарственного препарата «***» («***»).
Заключением
главного внештатного специалиста кардиолога Министерства здравоохранения, семьи
и социального благополучия Ульяновской области М*** Е.В. также подтверждена
нуждаемость Егоровой К.А. в лекарственном препарате «***» («***»).
Егорова Е.А. включена в реестр лиц, страдающих жизнеугрожающими
хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, однако
лекарственным препаратом «***» («***»), в котором она нуждается по медицинским
показаниям, не обеспечивается.
Полагая, что ответчиками нарушено право Егоровой Е.А. на
льготное обеспечение лекарственным препаратом по жизненным показаниям, прокурор
обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Статьей 41
Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и
медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно
части 1
статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон № 323-ФЗ) к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 1);
организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности,
предусмотренный частью 3
статьи 44 данного Федерального закона (п. 10);
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года №403 утвержден Перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в пункт 23
которого включена «***».
В
соответствии со статьей 37
Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в
соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для
исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями,
а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской
помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).
Стандарт
медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских
услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности
применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации
лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией
по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по
анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной
организацией здравоохранения (пункт 2 части
4 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ).
Приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 года №
1446н утвержден Стандарт
первичной медико-санитарной помощи при легочной артериальной гипертензии (далее
- Стандарт), распространяющийся в том числе на поставленный Егоровой Е.А.
диагноз «I27.8». В предусмотренный Стандартом
перечень лекарственных препаратов для медицинского применения,
зарегистрированных на территории Российской Федерации, препарат «Риоцигуат»
(«Адемпас»), об обеспечении которым просит Егорова Е.А., не включен.
В
силу пункта 1
части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании
медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не
подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг,
назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий,
компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов
лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами
медицинской помощи.
Пунктом 3
части 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в
рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи устанавливаются в том числе категории граждан, оказание
медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.
Программа
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе
стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного
состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской
Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7
статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403 утверждена
Программа государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов.
Согласно
разделу V программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
осуществляется финансовое обеспечение предоставления в установленном порядке
бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на
оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде
набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными
препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной
помощи». За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации
осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке
на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения
заболеваний, включенных в перечень
жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний,
приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Согласно
Перечню
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, неработающие инвалиды II
группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами.
Федеральным
законом
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение
в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (статьи 6.1
и 6.2).
Пунктом 3
примечаний к Стандарту установлено, что граждане, имеющие в соответствии с
Федеральным законом
«О государственной социальной помощи» право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, при оказании медицинской
помощи в амбулаторных условиях обеспечиваются лекарственными препаратами для
медицинского применения, включенными в Перечень
лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов,
назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений,
обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи
по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в
виде набора социальных услуг.
Стандарт
медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие
лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи
согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний
(индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению
врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем
те, которые включены в Стандарт.
В
отношении заболевания Егоровой Е.А. в Стандарте
препарат «***» («***») не поименован, что, в силу прямого указания части 5
статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, влечет возможность его
назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии,
созданной в соответствии со статьей 48
данного закона.
Часть 2
статьи 48 Федерального закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная
комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования
организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и
конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и
медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и
профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления
оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических
мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения
назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении
лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей
человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным
медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и
вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок
создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7
которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения
о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний
(индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в
соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким
образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным
показаниям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции
врачебной комиссии медицинской организации.
Материалами
дела подтверждено, что истцу по жизненным показаниям заключением врачебной
комиссии рекомендован прием лекарственного препарата «***» («***») с указанием
на то, что данная терапия отмене и замене не подлежит.
При
таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что Егоровой
Е.А. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом
порядка назначения ей жизненно важного лекарственного препарата и обеспечения
данным препаратом, однако Министерство и ГУЗ «Новоульяновская ГБ» уклонились от
действий по решению вопроса об оформлении Егоровой Е.А. бесплатного рецепта и
обеспечении ее требуемым лекарственным препаратом.
В
силу пункта 2
части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
относятся в том числе организации обеспечения граждан лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями.
Постановлением Правительства
Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о
Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области (далее – Положение).
Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на
территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны
здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной
семейной политики и демографической политики Российской Федерации.
Министерство является правопреемником Министерства
здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и
социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в
пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).
Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления
здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает
в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний,
организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения
Ульяновской области;
разрабатывает, вносит на утверждение Правительства
Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного
медицинского страхования;
реализует мероприятия по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения».
Из приведенных правовых положений следует, что именно на
Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей
реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами
и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу
которых относится Егорова Е.А.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о
назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не
судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном
случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиками возложенных
на них законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных
лекарственных препаратах.
Нуждаемость истца в лекарственном препарате установлена не
обжалуемым решением суда, а заключениями врачебных комиссий и лечащего врача.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Вместе с тем, учитывая, что
Егоровой Е.А. необходима корректировка дозы спорного лекарственного препарата в
зависимости от уровня артериального давления, судебная коллегия считает
необходимым изложить абзацы 3 и 4 резолютивной части решения суда
соответственно в следующей редакции:
«Обязать
государственное учреждение здравоохранения «Новоульяновская городская больница им.
А.Ф. Альберт» выписать Егоровой Кристине Андреевне льготные рецепты на препарат
«***» (торговое наименование «***») в необходимом объеме в
соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Егорову К*** А*** лекарственным препаратом «***»
(торговое наименование «***») в необходимом объеме в соответствии
с медицинскими показаниями».
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульяновского районного
суда Ульяновской области от 10 мая 2018 года с учётом определений того же суда
об исправлении описок от 26 июля 2018 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Изложить абзацы 3 и 4
резолютивной части решения суда соответственно в следующей редакции:
Обязать
государственное учреждение здравоохранения «Новоульяновская городская больница им.
А.Ф. Альберт» выписать Егоровой Кристине Андреевне льготные рецепты на препарат
«***» (торговое наименование «***») в необходимом объеме в
соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области обеспечить Егорову Кристину Андреевну лекарственным препаратом «***»
(торговое наименование «***») в необходимом объеме в соответствии
с медицинскими показаниями.
Председательствующий
Судьи