Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 18.09.2018, опубликован на сайте 26.09.2018 под номером 75952, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                       Дело № 33-3908/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Курановой Ю.С.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Виноградовой Людмилы Николаевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Виноградову Людмилу Николаевну лекарственным средством «***» 100 МЕ/мл/3мл № 5 по выписанному рецепту от 15.08.2017 в количестве 1,6 упаковки; лекарственным средством «***» 10 мг № 30 по выписанному рецепту от 15.08.2017 в количестве 1 упаковки; лекарственным средством «***» 20 мг № 30 в общем количестве 2 упаковки по выписанным рецептам от 15.08.2017 и 12.09.2017; лекарственным средством «***» 10 мг № 30 в общем количестве 4 упаковки по выписанным рецептам от 03.11.2017 и 04.12.2017; медицинскими изделиями *** по выписанному рецепту от 25.12.2017 в количестве 20 штук, *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 02.02.2018 (с учетом взамен выписанного рецепта от 14.05.2018).

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Виноградовой Л.Н., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами.

Иск мотивировал тем, что проверкой установлено, что Виноградова наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом «***» и нуждается в лекарственных средствах «***», «***», «***», «***», а также в медицинских изделиях – ***, ***, которыми она не была обеспечена по выписанным рецептам, а именно: лекарственным средством «***» 100 МЕ/мл/3мл № 5 по выписанному рецепту от 15.08.2017 в количестве 1,6 упаковки; лекарственным средством «***» 10 мг № 30 по выписанному рецепту от 15.08.2017 в количестве 1 упаковки; лекарственным средством «***» 20 мг № 30 в общем количестве 2 упаковки по выписанным рецептам от 15.08.2017 и 12.09.2017; лекарственным средством «***» 10 мг №30 в общем количестве 4 упаковки по выписанным рецептам от 03.11.2017 и 04.12.2017; медицинскими изделиями *** по выписанному рецепту от 25.12.2017 в количестве 20 штук, *** одной упаковкой по выписанному рецепту от 02.02.2018.

Просил обязать ответчика обеспечить Виноградову Л.Н. указанными лекарственными средствами и медицинскими изделиями. При удовлетворении исковых требований обратить решение к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ Городская больница №3, Кулагина М.Н. (врач ГУЗ Городская больница №3).

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

Указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Поясняет, что согласно сведениям из Региональной медицинской информационной системы Виноградова Л.Н. в настоящее время обеспечивается лекарственными препаратами «***» и «***» в полном объёме с учётом медицинских показаний.

Считает, что необеспечение истца лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта, так же как и медицинским изделием – ***, поскольку ООО «В***» нарушил сроки их поставки.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в соответствии с чем они не подлежат запасам впрок.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Также указывает, что Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение истца спорными лекарственными препаратами по льготным рецептам за 2017 год, по причине завершения 2017 финансового года.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Виноградова Л.Н. наблюдается в ГУЗ Городская больница № 3 с диагнозом «***», имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, ей назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов.

Виноградова Л.Н. не была обеспечена указанными лекарственными средствами и медицинскими изделиями по выписанным рецептам, а именно: лекарственным средством «***» 100 МЕ/мл/3мл №5 по рецепту от 15.08.2017 в количестве 1,6 упаковки; лекарственным средством «***» 10 мг № 30 по рецепту от 15.08.2017 в количестве 1 упаковки; лекарственным средством «***» 20 мг № 30 в общем количестве 2 упаковки по рецептам от 15.08.2017 и 12.09.2017; лекарственным средством «***» 10 мг № 30 в общем количестве 4 упаковки по рецептам от 03.11.2017 и 04.12.2017; медицинскими изделиями *** по рецепту от 25.12.2017 в количестве 20 штук, *** одной упаковкой по рецепту от 02.02.2018.

При этом, 14.05.2018 истице по запросу ответчика лечебным учреждением был выдан рецепт на получение *** взамен ранее выданного рецепта 02.02.2018, однако, он вновь не был обслужен.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Виноградовой Л.Н. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Виноградовой Л.Н. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Виноградовой Л.Н. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и медицинских изделиях. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Виноградову Л.Н. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по выписанным лечащим врачом рецептам.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Виноградова Л.Н.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: