Судебный акт
Об обязании выдать свидетельство на единовременную социальную выплату
Документ от 11.09.2018, опубликован на сайте 25.09.2018 под номером 75871, 2-я гражданская, о выдачи свидетельства о единовремнной социальной выплате, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                          Дело № 33-3755/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             11 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования Громовой Светланы Валерьевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выдать Громовой Светлане Валерьевне свидетельство для получения единовременной социальной выплаты, предусмотренной частью 1 статьи 8.1 Закона от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Громовой С.В., ее представителя Крылова В.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Громова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности выдать свидетельство о праве на единовременную социальную выплату при рождении четвертого ребенка, в обоснование своих требований указав, что ей ответчиком было отказано в выдаче указанного сертификата по той причине, что на момент ее обращения в Министерство она утратила такое право, поскольку ранее воспользовалась правом на получение земельного участка при рождении третьего ребенка. Считает отказ неправомерным, так как норма закона, предусматривающая отказ по указанному основанию, была принята в тот момент, когда она уже родила четвертого ребенка.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Громов М.В., Администрация города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку Громова С.В. 7.02.2018 обратилась в орган социальной защиты по месту жительства с заявлением о выдаче свидетельства о предоставлении ей спорной единовременной денежной выплаты, которая в соответствии с Порядком предоставления единовременных выплат, утверждённым постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 №368-П «О мерах по реализации закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», удостоверяется свидетельством, выдаваемым в порядке очерёдности, устанавливаемой по дате подачи заявления. Поясняет, что истица поставлена в очередь под номером 21 и, в настоящее время решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства Министерством не принято, поскольку данный вопрос решается в течение 20 рабочих дней после поступления бюджетных ассигнований на счёт Министерства, ориентировочно в мае-июне 2018 года.

В возражениях на апелляционную жалобу Громова С.В. просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Представители ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 1 Закона Ульяновской области от т 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (далее – Закон № 180-ЗО) семьи, в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей, имеют право на меры социальной поддержки, установленным настоящим Законом.

В силу ст. 8.1 Закона № 180-ЗО многодетным семьям в случае рождения в них четвертого ребенка или последующих детей предоставляется мера социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в размере стоимости жилого помещения или в размере долга по ипотечному кредиту (займу), но не более 1000000 рублей.

Указанная мера социальной поддержки предоставляется один раз при условии, если по состоянию на день обращения за ее получением многодетная семья, в которой родился четвертый или последующий ребенок, соответствует совокупности следующих требований: 1) оба родителя детей, являющихся членами указанной семьи, состоят между собой в браке, заключенном в органах записи актов гражданского состояния; 2) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, имеет постоянный источник дохода; 3) хотя бы один из родителей детей, являющихся членами указанной семьи, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 4) ребенок, в связи с рождением которого возникло право на данную меру социальной поддержки, находится в живых (ч. 2 ст. 8.1).

Мера социальной поддержки, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется многодетным семьям, не имеющим права на получение меры социальной поддержки, установленной частью 1.1 статьи 4 настоящего Закона (ч. 3 ст. 8.1 Закона № 180-ЗО).

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 180-ЗО многодетные семьи, воспользовавшиеся правом на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения при рождении троих и более детей в результате многоплодных родов, единовременной денежной выплаты на оплату приобретаемого жилого помещения или погашение ипотечного кредита (займа) в соответствии с Законом Ульяновской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», меры социальной поддержки, установленной частью 1.1 статьи 4 настоящего Закона, а также правом на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», не имеют права на получение меры социальной поддержки, установленной частью 1 настоящей статьи. Данная норма закона действует в редакции Закона Ульяновской области от 25.12.2017 № 177-ЗО.

Материалами дела установлено, что Громова С.В. является многодетной матерью четверых детей - Г*** К.М., *** г.р., Г*** М.М., *** г.р., Г*** М.М., *** г.р. и Г*** Б.М., *** г.р.

Решением Комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 24.03.2016 семья Громовых составом из четырех человек признана малоимущими и поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилье.

В связи с рождением четвертого ребенка Громова С.В. обратилась в администрацию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении ей решения о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав в заявлении на необходимость получения указанного документа для предоставления его в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с целью получения меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 8.1 Закона № 180-ЗО.

По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией г. Ульяновска истице 07.02.2018 была выдана выписка из протокола заседания комиссии от 17.01.2018, согласно которой семья Громовых признана нуждающимися в жилье.

07.02.2018 истица обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей свидетельства о праве на единовременную социальную выплату.

26.02.2018 Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, рассмотрев заявление истицы, отказало ей в предоставлении социальной выплаты, так как ранее в 2015 году она воспользовалась правом на получение земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с Законом Ульяновской области «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», о чем истице сообщено письмом №73-ИОГВ-080102/3143исх. от 26.02.2018.

Не согласившись с данным отказом, истица обратилась в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Громовой С.В., суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент рождения четвертого ребенка (***) и на момент обращения в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области за получением меры социальной поддержки (07.02.2018) Громова С.В. отвечала установленным ст. 8.1 Закона №180-ЗО требованиям для получения указанной меры социальной поддержки.

При этом судом установлено, что при обращении истицы в администрацию г. Ульяновска с заявлением от 27.11.2017 о предоставлении ей документа, подтверждающего решение о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, она указала, что указанный документ ей нужен именно для реализации права на меру социальной поддержки в виде единовременной выплаты.

Порядок предоставления единовременных выплат, связанных с приобретением жилого помещения или погашением ипотечного кредита (займа), утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 № 368-П «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

В силу п. 3 Порядка право на единовременную социальную выплату удостоверяется соответствующим свидетельством, срок действия которого составляет 6 месяцев.

Согласно п. 7 Порядка выдача свидетельства осуществляется на основании следующих документов: 1) заявления о выдаче свидетельства; 2) документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя и содержащего отметку об адресе его регистрации по месту жительства на территории Ульяновской области на дату рождения ребенка (детей); 3) свидетельств о рождении детей; 4) письменного согласия другого родителя на получение свидетельства - для второго родителя, имеющего гражданство Российской Федерации, постоянно проживающего на территории Ульяновской области; 6) свидетельства о заключении брака; 7) решения органа местного самоуправления о принятии заявителя и (или) его супруга (супруги) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - для получения единовременных социальных выплат, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1 Закона; 8)копий налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за налоговый период, предшествующий году обращения за свидетельством, верность которых удостоверена налоговыми органами (для граждан, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации подавать налоговые декларации), или справки о доходах физического лица по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, или иных документов о заработке гражданина за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления, - для получения единовременных социальных выплат, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 4 и частью 1 статьи 8.1.

Документ, предусмотренный подпунктом 7 настоящего пункта, запрашивается территориальным органом в рамках межведомственного электронного взаимодействия с организациями, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия у территориального органа доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия - на бумажном носителе с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных в течение 5 дней со дня обращения.

Анализируя данные нормы, районный суд правомерно указал, что в случае обращения за получением свидетельства на дату обращения за вышеуказанным решением (27.11.2017) у Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области отсутствовали основания для отказа Громовой С.В. в предоставлении ей указанного свидетельства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в нарушение ст. 3 Закона Ульяновской области от 06.06.2007 № 83-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма» администрация г. Ульяновска приняла решение о признании семьи Громовых нуждающимися в улучшении жилищных условий только 17.01.2018, копия протокола заседания комиссии направлена истице 07.02.2018, районный суд обоснованно пришел к выводу о наличии у истицы права на дополнительные меры социальной поддержки, поскольку данное право возникло с момента рождения четвертого ребенка и могло быть реализовано истцом до внесения изменений в Закон № 180-ЗО, однако не было реализовано по независящим от нее обстоятельствам.

Доводы жалобы ответчика о том, что решение о выдаче (отказе в выдаче) истице свидетельства Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не принималось, являются несостоятельными. Отказ в предоставлении меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 8.1 Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», содержится в ответе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области №73-ИОГВ-080102/3143исх от 26.02.2018 на обращение истицы по вопросу предоставления социальной выплаты.

Кроме того, в ответе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области №73-ИОГВ-080102/5098исх от 27.03.2018 Громовой С.В. также разъяснено, что у нее отсутствует право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 №180-ЗО.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не ставят под сомнение правильность принятого решения и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: