Судебный акт
О предоставлении жилого помещения
Документ от 11.09.2018, опубликован на сайте 24.09.2018 под номером 75832, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Инкин В.А.                                                                  Дело № 33-3829/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             11 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Рыбалко В.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июня 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 июня 2018 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования  прокурора Мелекесского района Ульяновской области в  интересах Расторгуева Андрея Алексеевича к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие   Министерства  промышленности,

строительства, жилищно-коммунального  комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Расторгуева Андрея Алексеевича, *** года рождения специализированным благоустроенным  жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Расторгуева Андрея Алексеевича, *** года рождения  жилым    помещением  по  договору найма специализированного жилого  помещения в муниципальном  образовании  «Город У***» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области, действуя в интересах Расторгуева А.А.  обратился в суд с иском к Министерству промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу опеки и попечительства Управления образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» о признании бездействия незаконным,  понуждении к предоставлению специализированного благоустроенного жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что проведенной проверкой установлено, что Расторгуев А.А.,*** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением координационного совета по защите прав несовершеннолетних Расторгуев А.А.  включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилой площади. Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Расторгуев А.А. на праве собственности жилых помещений не имеет. До сегодняшнего дня Расторгуев А.А.  жилым помещением не обеспечен.

 

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что жилое помещение не представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.

Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дополняет, что Расторгуев А.А. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации за наём (поднаём) жилого помещения в размере 4000 рублей.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Расторгуев А.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Его родители  Р*** А.А. и  Р*** О.С. лишены родительских прав на основании судебного решения.

На основании постановления Главы администрации МО «Мелекесский район» от 17 декабря 2004 года № 682 в отношении несовершеннолетнего Расторгуева А.А. установлена опека. Опекуном была назначена Ч*** А.И. (л.д.13).

Постановлением администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области №584 от 20 сентября 2016 года несовершеннолетний Расторгуев А.А. признан имеющим право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, так как не является нанимателем, членом нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения (л.д.14).

Согласно представленным сведениям Расторгуев А.А. собственником объектов недвижимости не является.

Решением координационного совета по защите прав несовершеннолетних от 01.12.2016 (протокол №17) Расторгуев А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д.38), однако, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Как следует из ответа Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в адрес истца от 26 сентября 2017 года он включен с список детей-сирот с правом на предоставление жилого помещения в городе Ульяновске (л.д.11).

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора, действующего в интересах Расторгуева А.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении прав других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылка в жалобе на наличие у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не влияет на законность принятого судом решения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июня 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: