Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 11.09.2018, опубликован на сайте 17.09.2018 под номером 75730, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                     Дело № 33-3776/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             11 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,         

при секретаре Курановой Ю.С.,                     

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая             2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах Петровой Инны Петровны удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Петрову Инну Петровну препаратом «***» по рецептам от 30 августа 2017 года серии 7317s1 № 8667, от                   01 ноября 2017 серии 7317s1 № 10504, от 22 декабря 2017  года серии 7317s1                    № 12614; препаратом «***» по рецептам от 14 сентября 2017 года  серии 7317s1 № 8670, от 01 ноября 2017  года серии 7317s1 № 10505; препаратом «***» по рецепту от 22 декабря 2017 года серии 7317s1 № 12612.

В остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Петровой И.П. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района                         г. Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства о лекарственном обеспечении. Проверкой установлено, что Петрова И.П., *** года рождения, является инвалидом *** группы с диагнозом: «***», наблюдается в  ООО «Проекты в сфере здравоохранения». В связи с имеющимся заболеванием она нуждается в обеспечении лекарственными препаратами «***», «***», «***». Лечащим врачом ей выписывались ежемесячные рецепты на вышеуказанные лекарственные препараты. Однако с августа 2017 года выписанные рецепты аптечным учреждением не обеспечивались.  Петрова И.П. не была обеспечена лекарственными препаратами: «***» по рецептам от 30 августа 2017 года, от 01 ноября 2017, от 22 декабря 2017  года; «***» по рецептам от 14 сентября 2017 года, от 01 ноября 2017  года; «***» по рецептам от 22 декабря 2017 года, от 29 января 2018 года.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по необеспечению Петровой И.П. лекарственными препаратами по выданным рецептам и обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить Петрову И.П. лекарственными препаратами:  «***» по рецептам от 30 августа 2017 года, от 01 ноября 2017, от 22 декабря 2017  года;  «***» по рецептам от                    14 сентября 2017 года, от 01 ноября 2017  года; «***» по рецептам от               22 декабря 2017 года, от 29 января 2018 года.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ООО «Проекты в сфере здравоохранения».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты «***», «***», «***» согласно соответствующему государственному контракту. Соответственно, Министерство не бездействовало по обеспечению Петровой И.П. лекарственными препаратами.

Исполнителем по заключенному государственному контракту является               АО «УльяновскФармация». Полагает, что необеспечение Петровой И.П. вышеуказанными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Отмечает, что в соответствии с действующим законодательством только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Таким образом, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

Обеспечение лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Лекарственные препараты и медицинские изделия имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Петрова И.П., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по причине завершения                      2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района города Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Петрова И.П., *** года рождения, является инвалидом *** группы с диагнозом: «***», наблюдается в  ООО «Проекты в сфере здравоохранения», нуждается в обеспечении лекарственными препаратами ***, ***, ***.

Лечащим врачом Петровой И.П. были выписаны следующие рецепты: от              30 августа 2017 года серии 7317s1 № 8667, от 01 ноября 2017 серии 7317s1                       № 10504, от 22 декабря 2017  года серии 7317s1 № 12614 – на получение лекарственного препарата «***»; от 14 сентября 2017 года  серии 7317s1                    № 8670, от 01 ноября 2017  года серии 7317s1 № 10505 – на получение лекарственного препарата «***»;  от 22  декабря 2017 года серии 7317s1 № 12612, от 29 января 2018 года серии 7318s1 № 1076 – на получение лекарственного препарата  «***».

Указанными в рецептах лекарственными препаратами, за исключение препарата «***» по рецепту от 29 января 2018 года серии 7318s1 № 1076, Петрова И.П. обеспечена не была.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Петровой И.П. лекарственными препаратами «***», «***», «***», суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимым лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года                       № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

*** заболевания включены в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Петровой И.П. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истицы в тех или иных лекарственных препаратах. При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Петрову И.П. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области; разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится Петрова И.П.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истицы на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Петровой И.П. в указанных лекарственных препаратах не опровергнута.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Петрову И.П. лекарственными препаратами в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        Судьи: