Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 28.08.2018, опубликован на сайте 13.09.2018 под номером 75673, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                        Дело № 33-3495/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     28 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Рыбалко В.И.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 июня 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетней Ф*** С*** А***, Железновой Натальи Владимировны, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных сумм удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Ф*** С*** А*** *** в количестве 200 штук по рецепту от 01 декабря 2017 года.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Железновой Натальи Владимировны в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение ***, в сумме 4178 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Ф*** С.А., ее законного представителя Железновой Н.В. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании денежных сумм. В обоснование иска указал, что Ф*** С.А., *** года рождения, имеет диагноз: «***», с которым наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Детская городская клиническая больница» г.Ульяновска (далее – ГУЗ ДГКБ г.Ульяновска). Согласно назначениям врача и в соответствии со Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при ***, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 ноября 2012 года № 750н, несовершеннолетняя нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения - *** в количестве 1460 шт. в год (122 штуки в месяц). Между тем, выписанные в 2017 году лечащим врачом на указанные изделия рецепты аптечным учреждением в полном объеме не обеспечивались. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Ф*** С.А. *** в количестве 400 штук по рецептам от 03 июля, 04 августа, 01 декабря 2017 года; обязать Министерство бесплатно обеспечить Ф*** С.А. *** в количестве 200 штук по рецепту от 01 декабря 2017 года, взыскать с Министерства в счет возмещения расходов, затраченных на приобретение ***, сумму 4178 рублей.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ ДГКБ г. Ульяновска и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в части возложения на Министерство обязанности обеспечить истца *** *** в количестве 200 штук по рецепту от 01 декабря 2017 года. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались спорные медицинские изделия по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Полагает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственными препаратами по рецептам, срок годности которых истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Ф*** С.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием ***, с которым наблюдается в ГУЗ ДГКБ г.Ульяновска, нуждается в ежедневном ***.

Лечащим врачом несовершеннолетней были выписаны медицинские изделия – *** по рецептам от 03 июля 2017 года в количестве 100 штук, от 04 августа 2017 года – 100 штук, от 01 декабря 2017 года – 200 штук.

Однако изделиями медицинского назначения по данным рецептам несовершеннолетняя обеспечена не была, в связи с чем ее законный представитель в июле-сентябре 2017 года вынуждена была приобрести изделия медицинского назначения за счет собственных средств, понесла расходы на сумму 4178 руб. 

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетней Ф*** С.А. изделиями медицинского назначения по рецепту от 01 декабря 2017 года и взыскании денежных средств, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми изделиями медицинского назначения свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и такое заболевание, как  «***» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств и средств диагностики.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетней Ф*** С.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными в этой части на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнюю Ф*** С.А. изделиями медицинского назначения по конкретному рецепту врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетняя Ф*** С.А.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость несовершеннолетней Ф*** С.А. в спорных изделиях медицинского назначения носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить несовершеннолетнюю Ф*** С.А. изделиями медицинского назначения в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи