Судебный акт
О включении в список детей-сирот
Документ от 04.09.2018, опубликован на сайте 17.09.2018 под номером 75655, 2-я гражданская, о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                     Дело № 33-3621/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               4 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Булаха Дмитрия Александровича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить Булаха Дмитрия Александровича, *** года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области предоставить  Булаху Дмитрию Александровичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по  договору найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования «город У***».

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., судебная коллегия

 

установила:

Булах Д.А. обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, и о предоставлении  жилого помещения.

В обоснование иска указал, что он относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Засвияжского  районного суда города Ульяновска от 04 июля 2006 года его мать была лишена родительских прав. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с заявлением о включении его в Список для получения жилого помещения, однако решением комиссии от 13 июля 2017 года ему было отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. С данным отказом он не согласен. Он зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: г. У***, ул. Р***, д. *** кв. ***, общей площадью 45,50 кв.м. В данной квартире зарегистрировано четыре человека. Таким образом, он не обеспечен учетной нормой жилого помещения. В собственности у него жилых помещений не имеется. Считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с вышеназванным законом.

Просил суд обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области включить его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями, и предоставить ему жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.

Указывает, что жилое помещение не было представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Не отрицает факт включения истца в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые  подлежат обеспечению  жилыми помещениями. Считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других лиц, включенных в вышеуказанный Список. Дополняет, что истец может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 руб. с приложением соответствующих документов.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Булах Д.А., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать А*** (Б***) С.В. заочным решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 04 июля 2006 года лишена родительских прав, а местонахождение его отца неизвестно.

На основании постановления Главы администрации Засвияжского района города Ульяновска от 23 декабря 2004 года № 1931 над несовершеннолетним  Булахом Д.А. была установлена опека. Опекуном была назначена его бабушка В*** Ж.А. За истцом было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным  по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв.***.

Согласно договору о приемной семье от 18 апреля 2014 года В*** Ж.А. являлась приемным родителем Булаха Д.А. до его совершеннолетия, то есть до                 *** года.

Истец органами опеки и попечительства г. Ульяновска с 06 декабря                 2004 года был  поставлен на первичный учет.

В собственности жилых помещений истец не имеет.

Согласно справке формы № 8 Булах  Д.И. с 17 августа 2011 года по настоящее время зарегистрирован и проживает  в двухкомнатной квартире, общей площадью 45,50 кв.м, в том числе жилой площадью 28,90 кв.м, расположенной по адресу: г. У***, ул. Р***, д. ***, кв.***. Помимо истца в указанной квартире зарегистрированы: В*** Ж.А. – бабушка истца и наниматель жилого помещения, К*** Ю.В., А*** (ранее – Б***) С.В. – мать истца, лишенная родительских прав.

Решением Межведомственной Комиссии при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 13 июля 2017 года Булаху Д.А. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: г. У***, ул. Р***, д. *** кв. ***. Отказ мотивирован тем, что истцом не представлено решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст.72 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Булахом Д.А. требований, исходя из того, что он не является обеспеченным жилым помещением, поскольку он не является ни нанимателем, ни собственником какого-либо жилого помещения, а также членом семьи нанимателя или собственника какого-либо жилого помещения, по месту регистрации не обеспечен учетной нормой площади жилого помещения.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии с п.п. 1, 3, 4, 5 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (п.п. 1, 3).

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ  указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                  Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: